Подготовка ребенка к школе: комплекс знаний, умений и навыков

Первый раз в первый класс, в этом году или следующем. Итак, перед нами будущие первоклассники. У многих только что выпали молочные зубы и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?
При этом каждый родитель должен знать о том, что признаки будущих трудностей в школе можно выявить уже в 4-5 лет, если не ждать до последнего и обратиться к специалистам! У каждого малыша есть слабые и сильные стороны в развитии, но хорошо об этом узнать не прямо перед 1 сентября, а как минимум за год до поступления в школу. Контроль дошкольника группой специалистов — детским неврологом, нейропсихологом, логопедом-дефектологом и другими коррекционными педагогами — это «умная» система, в которой соведущая роль отводится самим родителям. Причем не следует уповать исключительно на профессиональную помощь или какие-то рекомендованные «волшебные» подготовительные курсы. Правильным решением для мам и пап было бы уделять время самостоятельным домашним занятиям с детьми. Об этом мы поговорили с нашим экспертом — неврологом, нейрохирургом Евгением Гороховским (Центр детской речевой неврологии и реабилитации» «НейроСпектр»).
Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?
Прежде всего это способность к саморегуляции, его способности управлять собой и регулировать свое поведение, действовать по правилам, организовывать и контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их, следовать цели деятельности. Этот показатель очень важен, так как он является фундаментом, на котором строится весь процесс обучения. Необходима и эмоциональная зрелость ребенка, предполагающая минимум импульсивных реакций и способность к выполнению обязательных, пусть и не очень привлекательных заданий. Таким образом, на подготовительном этапе при выполнении любых заданий у ребенка должны быть позитивные эмоции. С одной стороны, очень важно включать в этот процесс игровые компоненты, с другой — хвалить малыша даже за незначительный успех!
Понаблюдайте за своим ребенком!
Выясните, может ли ваш малыш чем-то терпеливо и усердно заниматься. Как долго он «удерживает» цель деятельности, способен ли довести начатое дело до конца? Хватит у него терпения дослушать ответ взрослого на свой вопрос? Легко ли выполнить задание по образцу? Нравятся ли игры с правилами? Ответы на эти вопросы — важнейший срез школьной зрелости!
Как активизировать саморегуляцию дошкольника?
Важным условием для развития саморегуляции является совместная деятельность ребенка с родителями. Малыш всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку! Постарайтесь направлять мысль ребенка наводящими вопросами и подсказками, но не давайте готовый ответ!
Если вы что-то ему запрещаете, постарайтесь объяснить, почему это делаете. Выстройте цепочку причинно-следственных связей — именно так закладывается фундамент логического мышления.
Организуйте рабочее пространство для продуктивной деятельности. Во время занятий на столе не должно быть ничего, кроме того, что будущий школяр собирается использовать, выполняя конкретное задание (стол лучше не ставить у окна, убрать подальше гаджеты, исключить визуальные и звуковые раздражители).
Воспитание ответственности
Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него! Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку и укрепляет его уверенность в собственных силах!
Старайтесь соблюдать режим дня! Следите, чтобы ребенок высыпался, так как недостаток сна ведет к снижению внимания и самоконтроля.
С чего начать домашнюю подготовку к школе?
Один из ключевых компонентов интеллектуальной готовности — активное развитие познавательной деятельности. Необходимо помнить о том, что ребенку сложно удерживать внимание на однотипных заданиях. Время от времени чередуйте виды деятельности (не забывайте и о физкультминутках). Важно использовать максимальное количество наглядного материала: картинки, предметы, игрушки, короткие видеоролики, интерактивные игры для закрепления материала.
Социально-коммуникативная готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и правилам детской группы. Навык выстраивать взаимодействие со взрослым, соблюдая определенные границы в общении. Создавая доверительную неформальную атмосферу, предлагайте ребенку темы для обсуждения с доступным содержанием.
Общение с ребенком — неотъемлемая часть его воспитания. Оно играет решающую роль и является необходимым условием в развитии маленького человека. В положительных эмоциональных контактах со взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т. д.
Педагогическая готовность к школе ребенка с задержкой психического развития (ЗПР)
Письмо
При подготовке к письму особое внимание нужно уделить развитию графомоторных навыков ребенка с ЗПР, так как для данной категории детей характерны трудности при графическом изображении букв и цифр.
Во избежание ошибок на письме, прежде чем писать букву, родитель с ребенком (а потом ребенок самостоятельно) должны произнести звук, соответствующий этой букве, и выделить его на слух.
Чтение
Перед обучением чтению также должен присутствовать подготовительный этап, пройдя который ребенок сможет избежать целый ряд трудностей, в первую очередь «механическое чтение» (без осмысления прочитанного). Для того чтобы избежать этого, попробуйте почитать вслух ребенку сказки и рассказы, задавая наводящие вопросы, помогающие ребенку осмыслить тот или иной момент в тексте. Анализируя сюжеты историй от простых к сложным, ребенок постепенно учится самостоятельно обращать внимание на детали и скрытые смыслы.
Игра в цифры
При формировании математических представлений в процессе подготовки к школе ребенка с ЗПР приоритетным будет не обучение написанию цифр, а развитие представлений о них. Запоминая и механически воспроизводя графический образ цифры, ребенок не всегда понимает, что цифра обозначает количество. Поэтому процесс обучения стоит начинать именно с игр на количество предметов. Познакомьте ребенка с составом числа. Например, положите в каждую из разных емкостей по пять предметов, но в разных вариациях, т.е. в одной будет три красных и два желтых шарика, в другой — четыре желтых и один красный и т.д. Разобравшись с количественными представлениями, можно переходить к изучению графического образа цифры.
Формирование представлений об окружающем мире также является неотъемлемой частью подготовки ребенка к школьному обучению.
На данном этапе родитель должен убедиться, что у дошкольника на достаточном уровне сформированы сенсорные представления об окружающей среде. Ребенок знает и может применить в повседневной жизни знания о базовых и более сложных геометрических фигурах, ориентируется в цветах и оттенках.
Сформированность сенсорных представлений позволяет ребенку перейти на следующий уровень — умение мыслить категориями. Ребенок активно осваивает новые свойства предметов и учится объединять их по разным категориям: начиная с цвета, формы, величины, заканчивая абстрактными признаками. Эти упражнения помогают подготовиться к следующему этапу развития — умению мыслить логически.
***
Подготовка к школе любого ребенка является многоступенчатым процессом. И здесь важно делать акцент не только на формировании навыков чтения и письма, но в первую очередь на развитие маленькой уникальной личности!
При этом для детей с ЗПР приоритетными являются занятия, которые помогают осмыслить, упорядочить представления об окружающем его мире и научат применять их в повседневной жизни. Таким образом, с двусторонней поддержкой родителей и специалистов развитие такого ребенка с большой вероятностью приблизится к нормотипичности. А само школьное обучение будет проходить легче и не вызовет трудностей!