Почему происходит деформация позвоночника у детей и взрослых?
Пройдя через тысячелетия, сколиоз по-прежнему интригует ведущих специалистов всего мира, оставляя немало поводов для открытий.
Актуальные исследования в школах и детских дошкольных учреждениях г. Москвы показали, что около 60% малышей и 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции. При этом отмечено, что у 1/3 этих детей есть различные врожденные аномалии. С годами пациенты со сколиозом жалуются на чувство усталости и боли в спине… Заболевание значительно ухудшает работу всего организма: помимо позвоночника (протрузии, грыжи межпозвонковых дисков, люмбалгии и т.д.), страдают дыхательные органы (при этом заболевании нередки бронхит и астма), сердечно-сосудистая система, почки, печень. Возможен даже паралич: медлить с лечением крайне опасно.
Что же мы знаем о сколиозе сегодня?
В ХХI веке симптомы сколиоза обнаруживаются у трети детей и подростков. Причем до 90% классифицируются как «идиопатические» (от др.-греч., лат. idios – сам по себе, собственный, pathos – страдание), т.е. болезнь «сама по себе». Упоминание этого термина можно найти в Медицинской энциклопедии А. Эйленбурга (A. Eulenburg, 1840–1917) (1909). Это самое частое нарушение опорно-двигательного аппарата в своем большинстве встречается в возрасте 10-15 лет, соотношение мальчики : девочки – 1:4, и у каждого четвертого пациента протекает с неуклонным прогрессированием. В результате развивается деформация грудной клетки, которая, в свою очередь, приводит к сбоям в работе сердечно-сосудистой и дыхательных систем.
«Темная зона» ортопедии
«Перечислять взгляды и гипотезы на происхождение сколиоза – довольно скучное занятие» – высказался в 1909-м знаменитый немецкий врач Альберт Эйленбург. Между тем, в середине ХХ века (1965 год) чешский нейрорадиолог М. Рот (М. Roth, 1923–2006) предложил гипотезу «короткого» спинного мозга, а Я. Стокс (I.A. Stokes) и Д. Аронсон (D.D. Aronsson) (2012) сформулировали теорию «порочного круга». Эти исследования существенно приблизили медицинскую науку к разгадке «беспричинного» развития сколиоза. Попробуем рассказать о них простым человеческим языком.
Предположим, ребенок рождается с абсолютно нормальным позвоночным столбом, но где-то в возрасте 8-10 лет, на фоне полного здоровья, возникает первая симптоматика сколиоза. Как это происходит? Увы, даже один из ведущих вертебрологов мира К. Багналл назвал этот переход в развитии детского позвоночника от нормы к деформации не иначе как «темной зоной» ортопедии…
Фактор риска – период интенсивного роста ребенка
Начнем с того, что бесспорный факт в природе сколиоза – это связь его возникновения и последующего развития с процессом роста ребенка.
При этом до сих пор актуальны вопросы: «деформация позвоночника – это “заболевание” или “состояние”»? Как переходит здоровый позвоночный столб в «сколиотический»? Каковы критерии «группы риска»?
Важно! Особенно внимательными родители должны быть в период полового созревания ребенка и ни в коем случае не откладывать визит к ортопеду. Самые лучшие «друзья» сколиоза – это, в том числе, плоскостопие и нарушение осанки при хождении и сидении.
Эволюцию сколиотического искривления в зависимости от возраста еще в 1957 году описал И. Котрель (I.P. Cotrel, род. 1925) на основании наблюдения за 482 больными. В 1981 году наш соотечественник, блестящий детский ортопед Г.Г. Эпштейн (1932–2002) обнаружил, что дети со сколиотическими деформациями обязательно выше своих сверстников! В 2012 это утверждение слово в слово повторяет группа китайских ученых.
А что вы знаете о «конфликте» позвоночника и спинного мозга?
Впрочем, разберемся, как растет позвоночный столб, по сути являющийся «футляром» спинного мозга… Рост скелета происходит за счет определенных ростковых зон и направлен снизу вверх. Наш спинной мозг, как шутят врачи, растет от головы! Рост нейронных аксонов (отростков клеток спинного мозга) происходит сверху вниз. Таким образом, два противоположных явления по замыслу Природы должны сойтись в сложнейшей биологической гармонии. И ее результатом должен стать правильно сформированный здоровый позвоночник!
Однако из-за разнородности и разнонаправленности роста спинного мозга и позвоночного столба возможен диссонанс (так называемый медулло-вертебральный конфликт). Что же его провоцирует?
В формировании позвоночника участвуют нервная и эндокринная системы. Остеогенезом (ростом костной ткани) заведуют гормон роста и кальцитонин. Их функциональными антагонистами являются паратирин и кортизол, ответственные за приостановку роста. Еще один регулятор роста – это витамин D3, или D-гормон. И при этом биологические ритмы во всем организме задает шишковидная железа (эпифиз), ответственная за выработку мелатонина. Главный вывод исследования современных ученых – какой уровень гормонов сегодня, такой ответ организма завтра.
Интерес к мелатонину «подогревается» и тем, что существует мелатониновая теория происхождения сколиоза, возникшая после того, как М. Тиллард (Thillard M., 1959) удалил в эксперименте шишковидную железу у птиц и получил у них сколиозоподобную деформацию позвоночников.
Являются ли нарушения в работе этих регуляторов остеогенеза (процесса образования костной ткани) прямой причиной сколиоза? По мнению ряда авторитетных ученых, такие нарушения лишь создают условия для несопряженного (несинхронного) продольного роста спинного мозга и его костно-связочно-мышечного «футляра». В итоге появляются две ситуации, отличающиеся от нормы. Избыток длины «футляра» и дефицит роста спинного мозга. Или, наоборот, дефицит длины «футляра» и избыток роста спинного мозга. При избытке длины футляра или дефиците длины спинного мозга возникает лордосколиоз, а при дефиците длины футляра или при избытке длины спинного мозга – кифосколиоз. Причем здесь можно сделать некоторые уточнения.
Первый вид, лордосколиоз, характерен для длинноногих девочек; «обладателями» второй деформации, кифосколиоза, как правило, становятся коренастые, «крепкие» мальчики.
Сколиоз и экологическая обстановка
Жаб с признаками сколиоза впервые обнаружили биологи в индийских Гималаях. Находку сделали ученые из Свердловской области, сообщает пресс-служба Уральского отделения РАН.
Исследователи предположили, что на изменения жаб могла повлиять сельскохозяйственная деятельность человека. Есть предположения, что сколиоз у амфибий связан с использованием в удобрениях пестицидов.
От заболевания почек до деформации позвоночника
На прогрессирование сколиоза влияют аномалии развития мочевыделительной системы, – доказывают в своих исследованиях российские ученые. В этом смысле особенно показательна диссертационная работа травматолога-ортопеда, к.м.н. Панкратовой ГС. В 2017 г. на основе репрезентативного исследования впервые установлена корреляция между динамикой изменений со стороны почек и прогрессирующей деформацией позвоночного столба.
Кстати! Поскольку сколиоз – болезнь наследственная, девушкам, страдающим этой проблемой, желательно выйти замуж за человека с отличной выправкой и прекрасной осанкой, например военного. Ведь когда оба родителя со сколиозом – это большая вероятность рождения ребенка с серьезной степенью искривления позвоночника.
То есть если не лечить ребенку почки, у него прогрессирует сколиоз… Звучит фантастично, но… в нашем организме все настолько взаимосвязано, что с каждым годом доказательней все большее количество тонких «невидимых» связей между нашими органами и системами.
Взрослый сколиоз
Сколиоз, обнаруживаемый после полового созревания, называется «взрослым» и может быть результатом невылеченного детского сколиоза либо следствием дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике. Дегенеративный взрослый сколиоз, как правило, диагностируют у пациентов старше 40 лет. У людей пожилого возраста, особенно у женщин, заболевание нередко развивается на фоне остеопороза. Остеопороз разрушает костную ткань, повышая деформацию. Комбинация таких изменений приводит к тому, что позвоночный столб теряет способность поддерживать нормальную форму, начинает сгибаться, а при прогрессировании остеопороза деформация постепенно увеличивается.
Как у детей, так и у взрослых сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны – и тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник.
Внимание, асимметрия!
В ранних стадиях искривление позвоночника выявляют с помощью теста «в наклоне». Человек наклоняется вперед со свободно опущенными руками. Проверяющий, находясь сзади, смотрит на позвоночник и отмечает асимметрию – выступающее бедро, возвышающиеся с одной стороны ребра или лопатку, а также видимые искривления позвоночника.
- Приобретенный сколиоз подразделяют на: рахитический (проявляется в раннем возрасте различными деформациями опорно-двигательного аппарата);
- неврогенный сколиоз – как правило, возникает внезапно и обусловлен мышечным спазмом на здоровой стороне спины при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
- паралитический (чаще возникает после перенесенного детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но может наблюдаться и при других нервных заболеваниях);
- школьный – проявляется после перенесенной инфекции, под влияние которой попал слабый мышечно-связочный аппарат. Ситуация усугубляется при длительных неравномерных нагрузках на позвоночник, а также когда ребенок неправильно сидит за столом, носит тяжелый портфель одной рукой и т.д.;
- травматический – тяжелая травма или ампутация конечности может стать причиной развития приобретенного сколиоза;
- компенсаторный – причиной возникновения служит перекос таза, характеризующийся разной длиной ног. В такой ситуации таз будет постоянно наклонен, в результате чего формируется деформация позвоночника в ту сторону, где укорочена нога.
В любом случае в вариантах детского и взрослого сколиоза разгрузке позвоночника поможет только грамотно и стратегически выстроенное комплексное лечение – это одно из важнейших условий лечения сколиоза.
Курс мануальных и мягких остеопатических процедур, лечебная физкультура, массаж, дыхательные практики, электрофорез, электростимуляция мышц (искусственная «гимнастика» для прицельного укрепления мышц), закаливание, контрастный душ – все это должно помочь улучшить кровообращение и тонус мышечного корсета. В процессе лечения обязательно применяются методики укрепления слабых и перерастянутых мышц. Ведь главная цель такого лечения – восстановление нормального мышечного баланса, который помогает нам удерживать позвоночник в правильном положении.
Комментарий нашего эксперта, травматолога-ортопеда, артролога, мануального терапевта, подиатра, физиотерапевта Ильяса Гумерова (медцентр неврологии и ортопедии «ЗдравКлиник», ст. м. «Марьино»)
Маленькое анатомическое заблуждение – мы привыкли рассматривать сколиоз как боковое искривление позвоночника. Далеко не все знают, что позвоночник на самом деле всегда искривляется, буквально закручиваясь спирально. Одноплоскостное определение сколиоза пришло из тех времен, когда единственным способом диагностики была рентгенография. Но сколиоз, как и сами люди, – явление объемное и трехмерное. Это означает, что к нему неприменимо воздействие в одной плоскости, практиковавшееся врачами и массажистами в прошлом. Боковое искривление позвоночника может измениться только в том случае, если изменится степень его поворота. И это еще один весомый повод доверить себя только современным и квалифицированным специалистам! И сделать это как можно раньше!
С увеличением искривления возрастает тенденция к ухудшению общего состояния здоровья. Тяжелый сколиоз может привести к деформации и укорочению туловища, уменьшению объема грудной клетки и брюшной полости, что, в свою очередь, ведет к ограничению функции внутренних органов, вплоть до уменьшения продолжительности жизни. Запущенный сколиоз грозит нарушениями со стороны самых разных органов и систем (нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной).
Нестабильная осанка детей школьного возраста зависит от психики ребенка, от состояния его нервной и мышечной систем, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. Особенно пристального внимания требуют первоклассники.
Дело в том, что зачастую позвоночник ребенка при различных позах – сидя, стоя – принимает нездоровые стереотипы и, таким образом, формируется неправильная осанка. И, к сожалению, строгие указания родителей-преподавателей «сидеть ровно» не играют никакой ключевой роли. Да, ребенок вынужденно выпрямит спину на несколько минут, чтобы затем снова принять удобное положение «крючком»… Его мозг и тело надежно запомнили неправильные статично-двигательные стереотипы – это с одной стороны. С другой – «держать спину» большинству современных школьников тяжело и неудобно из-за недостаточно развитой мускулатуры, о чем, собственно, могут не знать их родители. Таким образом, ребенку в случае нарушенной осанки требуется квалифицированное лечение, а не окрики и хлопки по спине! Помимо гаджетов, определенную лепту, как и десятилетия назад, вносят тяжелые ранцы. Кстати, любопытно, что в Европе школьный ранец зачастую выглядит как компактный чемоданчик, оснащенный ручкой и колесиками.
Лечебная физкультура не бывает без врача!
Начальные степени сколиоза корректируют путем систематических занятий с ребенком. Отрабатывать правильное выполнение упражнений следует под контролем лечащего врача! Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы у ребенка или подростка сформировался мышечный корсет, который будет удерживать позвоночник в строго вертикальном положении. И только в случае приостановленного или выправленного сколиоза ребенка можно отдавать в спортивные секции, такие как плавание, лыжный спорт, волейбол. К сожалению, многие родители считают, что спорт – панацея, которая расставит все точки над «i». Это утверждение не просто спорно, но и опасно. Естественную механику тела поможет восстановить лишь опытный врач-ортопед, с ним же детально обсуждаются и физические нагрузки!
Разновидности сколиоза
✓ Врожденный. В основе врожденного сколиоза лежат такие деформации, как недоразвитие, клиновидная форма позвонков, добавочные позвонки и др.
✓ Идиопатический. Примерно в 80% случаев причина искривления позвоночника остается неизвестной. Такой сколиоз называют идиопатическим.
✓ В отдельную группу можно выделить гормональные сколиозы, (избыток или недостаток остеогенеза (роста костной ткани), спинальные сколиозы (врожденные или приобретенные нарушения продольного роста спинного мозга) и центральные сколиозы (нарушения в координации функционирования двух систем – центральной нервной и эндокринной, включая уровень шишковидной железы).