Каникулы с пользой: весело, интересно, безопасно

К концу года у многих детей возникает когнитивная усталость: снижается внимание, ухудшается память, а эмоциональный фон становится нестабильным. Чем больше различных ощущений и впечатлений получит ребенок за время летних каникул, тем лучше он будет контролировать свое тело, станет более стабильным в эмоциональном плане, проще усвоит новые знания в предстоящем учебном году.

 

Современная школьная программа – огромная нагрузка для структур мозга ребенка, которые отвечают за планирование, концентрацию и самоконтроль.

Летние каникулы можно назвать стратегическим периодом для развития мозга ребенка. Они длятся целых три месяца, поэтому «культурная программа» тоже должна быть обширной и разнообразной.

Как сделать детский отдых незабываемым, веселым и в то же время безопасным? Конечно, здесь многое зависит от планов родителей, но хочется сказать главное.

 

Лето – повод наполнить каникулы общением с ребенком

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, отдых на море, в горах, участие в спортивных играх, квестах и т.д. – формирует тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Кроме того, во время каникул у детей активируются подкорковые структуры (таламус, базальные ганглии), отвечающие за обработку сенсорной информации и эмоций. Именно это помогает «перезаписать» стресс, накопленный за год, и компенсировать функциональные дефициты развивающегося мозга. Именно из-за последнего обстоятельства у ребенка возникают проблемы с концентрацией, усвоением информации, что сказывается на успеваемости. Ребенок при этом никакой не лентяй, он просто перегружен. И если использовать лето как время для того, чтобы максимально «подтянуть» его занятиями по различным дисциплинам, то есть вероятность зайти в тупик. Ребенок еще больше устанет, снизится его способность к концентрации, отсюда – плохие оценки и сниженная мотивация к учебе. В то же время важно понять причины уже существующих проблем. Идеальным решением становится консультация с детским неврологом и другими специалистами, которую можно получить перед тем, как спланировать отдых с ребенком.

 

Какие «дефициты» восполняет отдых на природе

Сенсорный голод: школьники проводят до 70% времени в помещении, что ограничивает сенсорный опыт. Природа буквально дает мозгу то, чего ему не хватает.

Разнообразие текстур (песок, трава, вода) стимулирует соматосенсорную кору.

Естественный свет регулирует выработку мелатонина, улучшая сон и настроение.

Дефицит движения. Физическая активность на каникулах на 15-20% увеличивает приток крови к мозгу, что ускоряет формирование новых нейронов в гиппокампе (исследование 2020 г., Journal of Pediatrics).

Эмоциональное выгорание. Свободная игра и общение со сверстниками без оценок и расписания тренируют островковую долю мозга, отвечающую за эмпатию и социальные навыки.

 

Зачем нужна консультация специалиста перед каникулами?

Если у ребенка есть трудности с концентрацией, успеваемостью или поведением, лето – идеальное время для коррекции. Не стоит бояться консультаций со специалистами, они помогут создать летнюю программу, которая превратит слабые места ребенка в сильные. Ведь даже небольшой прогресс за три месяца может изменить картину всего следующего учебного года!

Обратите внимание на интересы и идеи вашего ребенка, понаблюдайте, поймите каких ощущений он ищет и как они влияют на его состояние: активируют/помогают сфокусироваться на деятельности, расслабляют/вызывают перевозбуж­дение.

Чем лучше вы понимаете сенсорные особенности и потребности ребенка, тем проще вам предложить ему интересные и развивающие игры.

 

Точный «диагноз» проблем

Сниженная успеваемость может быть связана с неочевидными причинами:

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – требует особого подхода к отдыху, где упор делается на структурированные игры.

Дислексия или дисграфия – специалист подскажет, как мягко тренировать навыки чтения.

Сенсорная дезинтеграция – если ребенок не переносит шум или избегает прикосновений, невролог порекомендует «терапию средой»: игры с водой, песком, глиной.

Сколиоз – причина смещения внутренних органов. Это вызывает проблемы со стороны сердца, легких, ЖКТ, что, в свою очередь, напрямую влияет на память, концентрацию внимания, интеллектуальную активность. Дети с нарушением осанки устают быстрее сверстников, страдают от болей, часто имеют плохое зрение. В дополнение ко всему таким детям сложнее справляться с инфекционными заболеваниями, что тоже не способствует успешной учебе.

Кстати

Лайфхаки для родителей

Дайте скучать: незапланированное время стимулирует креативность – мозг сам ищет, чем заняться

Дозируйте гаджеты. Синий свет экранов нарушает выработку мелатонина

Добавьте «тихий час». Даже школьникам полезен дневной сон: он консолидирует память и снижает эмоциональную нагрузку

 

Индивидуальный план восстановления

Лето – идеальное время для нейрокоррекции. Например, при слабости вестибулярной системы полезны качели, прыжки на батуте или лазание по канату. Если страдает концентрация – помогут игры с правилами на свежем воздухе («вышибалы», квесты).

 

Профилактика кризиса в сентябре

Отдых без учета особенностей ребенка – это риск вернуться в школу с тем же набором проблем. Но грамотно спланированные каникулы могут стать естественной реабилитацией. Например, детям с тревожностью часто рекомендуют иппотерапию (общение с лошадьми), которая снижает уровень стресса. Итак, каникулы нужны, чтобы отдыхать, чтобы ребенок мог перезагрузиться и с новыми силами войти в следующий учебный год. Без отдыха у школьника просто не будет ресурсов, и количество разноплановых проблем будет увеличиваться как снежный ком…

 

Наша справка

Активный отдых для развития ребёнка

Обработка вестибулярных ощущений:

— прогулки по холмам

— хождение по песку

— походы по лесным тропинкам

— велосипед и самокат

— качели

— карусели

— гамаки

 

Обработка тактильных ощущений:

— игры с песком и водой

— сбор букетов

— сбор ягод

— плаванье

— игры, в которых можно использовать природный материал (камушки, ракушки, песок, листья, цветы и т.п.).

 

Обработка мышечно-суставных ощущений:

— игры на спортивных комплексах, горках и веревочных лестницах

— всевозможные полосы препятствий, через которые нужно ползти, прыгать, перешагивать, протискиваться

— помощь в саду или огороде: копание, толкание тачки, сбор листьев

 

Зрительно-моторная координация:

— игры с мячом

— игры с ракетками

— бросание предметов в цель

— рисование мелками на асфальте

— рисование на песке

— бросание камушков в воду

— полив растений