Дети, которые меняют мир

1 июня мы отмечаем День защиты детей, а дети – это люди, которые составляют треть нашего населения и все наше будущее. «В глазах ребенка нет семи чудес света. Их там семь миллионов», — так в свое время просто и восторженно высказался знаменитый философ Уолт Стивен…
Не по классике…
Дети — это не копии родителей, а самостоятельные личности. Они должны прожить свою счастливую полноценную жизнь и им надо в этом помогать.
И, конечно же, все взрослые родом из детства. Все мы когда-то были причастны к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. При этом, став взрослыми, мы во многом утрачиваем в себе себя маленьких, что чрезвычайно бы помогало в понимании собственных детей. Проблема «отцов и детей» на сегодняшний день многократно усложняется теми беспрецедентными условиями, в которых мы выстраиваем коммуникации с многократно усложнившейся средой обитания! Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: ведь за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось!
У них другой темп
Современный малыш за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев. Они живут в более скоростном темпе, им гораздо труднее ждать. Современные дети не могут подолгу мечтать, смотря на смену погоды за окном, им сложно воспринимать паузы в диалогах героев советских мультфильмов или какой-либо другой лишенный сверхдинамичности видеоряд.
Насыщенная жизнь, наполненная информацией
Нам, взрослым, пришлось подстраиваться под новую действительность. Они — дети — в этой действительности уже родились, их реальность во многих случаях практически не выходит за орбиту смартфона. Некоторые психологи называют это поколение — «Я». Глубоко погруженное в свой внутренний мир, свободно позиционирующее себя виртуальными слепками личности. Вернее, ее максимально улучшенного варианта — аватара в виртуальном пространстве. При этом никуда не исчезла и потребность детей сбежать из мира взрослых. Только раньше это были чердаки, гаражи, домики на деревьях, советские дворы, утопающие в зелени… А может быть, и какой-нибудь уютный бабушкин шкаф, антресоль, все помнят любимый в детстве рассказ Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью»… Но неограниченные возможности для «побега» ныне предоставляет все, что легко загрузить в телефон.
В советском и постсоветском детстве главными помощниками и спутниками на пути становления нашей личности были сверстники. С ними мы строили замки из песка, играли в прятки, войнушки, вышибалы. Мы, подчиняясь естественному ходу революции, объединялись для совместного исследования всего, что нас окружало. При этом ухитряясь прямо под носом у взрослых выстроить свой собственный секретный детский мир. Он служил чем-то вроде экологической ниши, в которой постепенно отрабатываются «взрослые» навыки, впоследствии помогающие успешно социализироваться.
Эксперты отмечают повсеместный тренд интравертированности среди детей и взрослых. Члены семьи, сидя за одним столом, зачастую погружаются в общение с виртуальными собеседниками и бесконечный интернет-серфинг. Современные родители в целом стали меньше общаться с детьми, петь им колыбельные, читать сказки, играть, разучивать стишки… Такие традиции имеют самые неприятные эмоциональные, психологические и даже психические нарушения. Именно безответственное пользование благами цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и задержки развития психических функций у детей.
Дети, меняющие наш мир
«Вечные» проблемы отцов и детей дополнили побочные эффекты цифровизации, ухудшение экологии, кризис классических коммуникаций, кризис основных общественно-социальных институтов, культурные, психологические, ценностные и другие триггеры. Снижаются общие показатели здоровья у населения, растет уровень стресса, связанный с информационной нагрузкой, и увеличивается средний возраст родителей…
И с каждым годом среди современных детей все больше тех, кого называют особенными. Они — дети новой эры, в то же время их развитие нельзя оставлять на самотек. Тут необходим мультидисциплинарный консилиум с логопедом-дефектологом, нейропсихологом и другими коррекционными педагогами.
Особенных детей рождается все больше
Количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) в XXI веке выросло в 10 раз! Тема аутизма затрагивается во многих научных статьях, однако эта проблема изучена не до конца. Важно отметить, что аутизм и РАС — это именно синдромы, а не заболевания, то есть это следствие, а не корень проблемы. Именно поэтому двух одинаковых аутистов не существует, а в этом кроется главная сложность для врачей.
Что провоцирует развитие РАС?
Ученые выделяют три основные теории возникновения этого недуга.
Первая – генетическая. Согласно этой теории у ребенка на генетическом уровне уже есть какой-то дефект, мешающий развитию мозга.
Пока ребенок растет, в его мозге формируются синапсы — места, где контактируют нейроны. И формируются они «с запасом», а в процессе развития «лишние» нейронные цепочки должны разрушиться. А у детей с РАС этого не происходит, поэтому возникают проблемы.
Вторая гипотеза — накопление тяжелых металлов и токсинов в организме.
Третья – аутизм – последствие нейроинфекции. К вирусам, которые могут быть виноваты в развитии инфекции, относятся: герпес, корь, краснуха, токсоплазма.
Другие причины
Все больше и больше исследователей пишут об экологических причинах, которые могут вносить свой вклад в аутизм. В их работах был выявлен ряд потенциально опасных веществ, которые могут быть связаны с развитием РАС: свинец, полихлорированные дифенилы (ПХД), инсектициды, автомобильные выхлопы, углеводороды и антипирены.
Также недавно появились исследования, которые связывали недостатки в диете беременных матерей и наличие повышенного уровня пестицидов в крови с наличием диагноза РАС у их детей.
Единственный логичный вывод: чем раньше будет выявлено РАС и чем раньше будет найден катализатор данного синдрома, тем более эффективные результаты принесет комплексное лечение.
Что чувствует ребенок с РАС? Как он видит мир?
Аутичный ребенок как будто все время обжигается о внешний мир. Он буквально зашоривается от его проявлений, тренируя свою сенсорику на минимальное восприятие внешних сигналов.
К полутора годам у детей уже сформирована система восприятия. Обычный ребенок начинает уверенно взаимодействовать с миром и у него активно развивается речь. У аутичного ребенка все происходит ровным счетом наоборот. К полутора годам его механизм адаптации сформирован таким образом, чтобы чувствовать по минимуму, и он начинает усердно отгораживаться от влияния мира. Такой ребенок пытается снизить степень интенсивности поступающих сигналов. Его сенсорные системы функционируют по-другому, и мир, таким образом, человек видит другим.
Хорошая новость здесь в том, что ребенок с аутизмом в первую очередь это ребенок, а потом уже с аутизмом… Ему также свойственна пытливость и любознательность. Это значит, его потребность в общении так же велика, как у всех остальных детей! Но как только удается предложить такому маленькому пациенту тип взаимодействия, который ему подходит, он с радостью его поддержит! И по поводу гениальности: бывает, что такие дети достигают очень высокого уровня в определенных сегментах знаний или творческих навыках. Но там, где чувствуют себя неуверенно, — решительно замыкаются. Таким образом, первой задачей реабилитации является поиск подхода, позволяющий говорить с ним на доступном языке. «Ребенок с особыми образовательными потребностями» – относительно новый, но уже достаточно устоявшийся термин.
Вторая сложность – у таких людей нарушен механизм коммуникации. Неправильно рассматривать аутизм как вообще нарушение коммуникации. Аутизм – это нарушение взаимодействия с внешним миром и как следствие – нарушение коммуникации. И если ребенок с аутизмом не очень хорошо понимает внешний мир, то он не очень хорошо понимает и людей, не умеет наладить с ними контакт.
Терапия. Когда ее лучше начинать?
Самый эффективный этап для лечения – возраст до 3 лет.
Коррекция при РАС должна быть постоянной и всесторонней, включающей в себя медицинское наблюдение и социально-педагогический пласт работы.
Необходимо попытаться найти первопричину, которая препятствует для нормального развития мозга (нейровоспаления, интоксикация и т.д.). Затем подбирается индивидуальный перечень витаминов и препаратов, рекомендуется курс физиопроцедур, остеопатическая коррекция, подключаются нейропсихолог, специалист по лечебной физкультуре и т.д.
Наша справка:
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий). РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, при этом в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, экологическими и другими факторами.
Что общего между гениальностью и аутизмом
Исследование детей-вундеркиндов, которое проводилось несколько лет назад в Англии, выявило у многих из них признаки расстройства аутистического спектра, причем генетического характера, свойственные их близким родственникам. Авторы работы, результаты которой были опубликованы в британском журнале Тerritory of Intelligence, обнаружили у этих детей несколько общих ключевых характеристик. Во-первых, у каждого из них — исключительная оперативная или рабочая память, то есть та система, которая удерживает в определенных мозговых структурах информацию для дальнейшей обработки. Такие дети могут не только запоминать исключительно длинные числа, но также пользоваться ими и выполнять расчеты, какие вам и мне не под силу даже с карандашом в руке.
Действительно, у многих вундеркиндов отмечаются определенные аутистические черты, прежде всего гипертрофированное внимание к деталям. В некоторых случаях чудо-детки отмечены синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя одержимость деталями).
Синдром Аспергера впервые описал в 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер. Он называл детей с этим синдромом «маленькими профессорами» из-за их весьма педантичной манеры разговора и не по годам глубоких знаний. Кроме того, такие дети имеют обыкновение постоянно читать лекции другим, не осознавая того, насколько они всех утомляют. Такое состояние характеризуется социальными нарушениями и навязчивым уровнем сосредоточенности на своих интересах.
Кстати, миллиардер Илон Маск признался перед многомиллионной аудиторией в том, что его проблемы, как, впрочем, и успешность, связаны как раз с синдромом Аспергера. Это расстройство аутистического спектра, у носителей которого бывают трудности с общением и социализацией, но им нередко свойственны повышенные когнитивные и вербальные способности. Об этом он заявил в эфире телепередачи Saturday Night Live на телеканале NBC, ведущим которой он выступил.
«Для меня честь быть ведущим Saturday Night Live. <…> Мое сегодняшнее выступление — историческое, потому что я первый ведущий SNL с синдромом Аспергера. Или, по крайней мере, первый, кто признался в этом», — сказал Маск.
В последнем, 5-м издании американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам синдром Аспергера и вовсе отсутствует, его заменило расстройство аутистического спектра. Тем не менее термином продолжают активно пользоваться как представители профессионального сообщества, так и родители детей с РАС.
Люди с синдромом Аспергера не обязательно замкнуты. Они могут достаточно пространно разговаривать на любимую тему, правда, при этом почти не обращать внимания на реакцию слушателя. Они отличаются категоричностью суждений и умением предельно концентрироваться на определенном интересе…
В заключение нашего разговора, хотя тема РАС столь обширна, неоднозначна и глубока, стоит сказать, что сам наш современный мир — особенный. И в нем, как следствие, много особенных детей. Это не является какой-то непоправимой трагедией, но требует определенного внимания со стороны родителей и специалистов. Многих особенных детей можно сравнить с нешлифованными бриллиантами, им можно и нужно помочь! Главное — не вешать на них клейма и ярлыки. Работать вместе с командой специалистов над их взаимоотношением с окружающим миром. Обеспечить доступность образования, как и для всех остальных детишек, учитывая индивидуальные особенности и потребности наших особенных малышей.
И в этом случае, не исключено, что за особенными детьми в нашем особенном мире — особенное будущее, интересное, яркое, полное судьбоносных открытий. И, согласитесь, здесь вполне убедителен пример Илона Маска и других особенных гениев, открывших новую эру человечества.