Дети — digital native

Почему сознание годовалого ребенка может быть сужено до пространства экранчика смартфона, а нормальная среда обитания становится для современных детишек каким-то непостижимым космосом?
Нарушение эмпатии, пространственного мышления, отсутствие способности адекватно оценить ситуацию, отсутствие чувства опасности, нереальность чужой боли и смерти… Это лишь частности. По словам коррекционных педагогов и нейропсихологов, некоторые двух-трехлетние малыши не могут воспринимать в качестве источника информации ни один биологический объект, включая папу и маму. Единственным источником мотиваций становится сенсорный экранчик, вбирающий в себя полностью без остатка…
Рожденные в digital
Мы — поколение digital immigrants, пришедшие в digital-мир из бескомпьютерных времен. Они — поколение digital natives, родившиеся со смартфоном в руках. Кто эти digital natives и действительно ли они обладают новой природой?
Родители обычно сами дают детям телефоны, нередко — с шести-восьми месяцев. И делается это исключительно из соображения блага, чтобы малыш ознакомился с полезными «обучалками»: освоил счет, алфавит, иностранный язык. Результат таких занятий может быть сомнительным. Хаотичное получение информации, зачастую несоответствующей возрасту, означает отсутствие системного и поэтапного развития мышления ребенка.
Самоустранение от процесса включенности в процесс социализации ребенка родители объясняют по-разному. В том числе ссылаются на уникальную digital-природу нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. Как следствие, все это приводит к утрате связи поколений через передачу знаний и опыта от родителей к детям.
Три типа мышления
Про тип мышления digital natives бытует много мифов. Один из самых популярных — оно помогает одновременно справляться с несколькими задачами. Однако прежде чем констатировать наличие у digital-детей сверхспособности, стоит обратиться к тому, как устроен человеческий мозг, и трем его системам — рефлексирующей, рефлекторной и архивирующей. Рефлексирующая отвечает за мышление, рефлекторная — за реакцию на внешние стимулы, архивирующая — за упорядочивание и хранение уже поступившей информации.
Рефлексирующий мозг работает исключительно в алгоритме последовательных задач. При этом переход от одной задачи к другой требует определенного количества времени. Попытка «переварить» несколько задач одновременно всего лишь означает переключение между ними. И при этом всегда происходит частичная потеря информации. Многозадачное мышление — утопия, считают многие авторитетные исследователи.
А вот рефлекторный мозг как раз может функционировать в режиме многозадачности. Он просто на бессознательном уровне переключается с одного стимула на другой, а значит, постоянно отвлекается. В итоге формируется пресловутый синдром рассеянного внимания.
И параллельно с вышеописанными процессами, пробуксовывает архивирующая система, отвечающая за упорядочивание информации в состоянии «информационного покоя» — во время прогулки, тренировки или сна.
Что хотелось бы подчеркнуть: бесконечное пролистывание контента не есть мышление. Кроме того, информационная нагрузка, растущая в геометрической прогрессии, не остается времени для работы архивирующего мозга. То есть информация не анализируется, не упорядочивается и не хранится в памяти.
Виртуальный эскапизм
Широко известен и тот факт, что под влиянием виртуальных игр может сформироваться аддитивное (зависимое) поведение. То есть появляется навязчивая потребность ухода в виртуальность (виртуальный эскапизм). Эскапист — человек, который убегает от реальности.
По мнению специалистов, виртуальный эскапизм со временем чреват:
— прокрастинацией;
— психозами, то есть трудностями в различении между реальным и нереальным миром;
— нежеланием принять окружающую действительность;
— изоляцией;
— болезненными пристрастиями.
Верный признак виртуального эскапизма — отказ ребенка от реального общения со взрослыми и сверстниками. Его ни за что не выманишь на детскую площадку, невозможно заинтересовать обыкновенными ролевыми и предметными играми. С точки зрения неврологов, нейропсихологов и коррекционных педагогов, такая ситуация чревата задержками в развитии ребенка.
Ведь в раннем детстве, от полутора до трех лет, активно развиваются речь, внимание, мышление, восприятие всего, что нас окружает. И в этот период малышу очень важно разделить это волшебство познания мира вместе с мамой и папой. Кстати, развивающие передачи, мультики или игры сами по себе, если их не обсуждают в режиме реального времени с родителями, не вносят как такового вклада в развитие ребенка. Подобный контент способен лишь отвлечь и развлечь. А еще у современных детей мультики благополучно вытесняют игры в песочнице и «штурм» детской площадки (мы уже не раз говорили о важности движения, крупной моторике, «прокачивающей» подкорковые структуры мозга.)
Задача следующего периода (до шести лет) – развить у ребенка не только речь, но и саму идентичность. Для этого нужны ролевые игры, общение и предметная деятельность. Советские мальчишки ходили с отцом на рыбалку, копались с ним в гараже, девочки помогали маме готовить, играли в дочки-матери. А вот сегодня, по данным ЮНЕСКО, до 90% современных малышей трех-пяти лет смотрят в экран телефона около четырех часов в день, что намного превосходит время живого общения с родителями.
К сожалению, как бы нам этого ни хотелось, электронные устройства никогда не заменят важность непосредственного общения! Это утверждение весьма показательно подкрепляет статистика, если в середине 1970-х проблемы с речью наблюдались у 5% малышей, то сегодня эта цифра выросла до 25%.
От шести до 11 лет – развиваются интеллектуальная сфера, произвольное внимание и память. Ребенок активно осваивает навыки коммуникации, осознает свое «я». У него формируется круг интересов, развивается тяга к творчеству и он учится находить друзей. В этот период особенно важны настольные развивающие и подвижные игры. Кстати, по мнению специалистов, одновременно можно познакомиться и с играми электронными. Но, как правило, к этому возрасту ребенок полностью пропадает в смартфоне. Вердикт ученых неумолим: если время общения с гаджетом в возрасте двух-трех лет превышает время живого общения, к трем-пяти годам родители могут столкнуться с задержкой развития.
«Развивалки» не работают
Еще один вывод ученых – на этот раз индийских. Год назад завершилось долгосрочное исследование по этому поводу. Ученые из Технологического института Индии смотрели, как влияют различные развивающие ютюб-видео на детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. Как мы помним, в этот период ребенок учится новым словам и их активному использованию, и для этого ему нужно общение с родителями, в том числе совместное чтение ими книжек. Ту же благую цель преследуют и различные видео, а также всевозможные развивающие игры.
Выяснилось, что обучающий эффект самых разрекламированных видео близок к нулю: малыши запоминали новые слова только после того, как их произносили родители.
Вопрос «ребром»: насколько «залипают» в гаджетах сами родители?
Ребенок – зеркало своих воспитателей. Если вы принципиально не будете давать ему телефон, а сами «срослись» с ним, малыш это вам не простит! Гаджет обретет статус запретного плода – получить нельзя, но очень хочется.
А когда уже станет можно (это неизбежно произойдет) – может случиться страшное: ребенок начнет компенсировать все, что, по его мнению, он недополучил, рискуя впасть в крайнюю зависимость. Поэтому родителям стоит начать с собственной виртуальной гигиены. При этом не стоит полностью лишать малыша знакомства с электронными устройствами – ведь мы не повернем вспять историю! Ограничивать — не значит полностью лишать!
Темная сторона социальных сетей
Результаты другого исследования, проведенного учеными из Университета Южной Калифорнии, говорят о том, что синдром дефицита внимания в большей степени характерен для детей и подростков, слишком активно проявляющих себя в соцсетях. Стоит помнить, что СДВГ серьезная вещь: он отвечает за нарушение синтеза «гормонов счастья» – нейромедиаторов серотонина и дофамина. Кроме того, дети, для которых характерен этот синдром, испытывают трудности с концентрацией внимания и отличаются импульсивностью.
Широко известен следующий факт: Стив Джобс, основатель компании Apple, строго ограничивал для своих детей время пользования планшетом. В ряде элитных школ США и Европы не приветствуется наличие гаджетов — дети учатся делать вычисления вручную. Психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме.
Специалисты говорят и о том, что серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться». О влиянии многочасовых игр в «Тетрис», «Шарики» или «Пиратские сокровища» и говорить не стоит… Такое прогрессирующее интеллектуальное снижение уже получило медицинское название — «цифровая деменция» (digital dementia).
Родители, которые перестали читать
Современная клиническая психология внимательно анализирует факторы риска, связанные с киберсоциализацией, и ее возможные негативные последствия. Они могут быть связаны не только с формированием у детей и подростков зависимого поведения, но и с возникновением отклонений в развитии различных психических функций. Например, во многих странах отмечается значительный рост случаев дисграфии и дислексии (затруднений при обучении письму и чтению). Впрочем, педагоги и психологи связывают эти «детские» проблемы с тем, что сами родители стали значимо меньше читать. Письменное общение наших с вами взрослых современников на просторах интернета создает впечатление, что они получают колоссальное удовольствие в результате полного отказа от соблюдения языковых норм. Умение правильно говорить и писать перестает быть ценностью в мире взрослых, и это обязательно будет иметь реальные последствия для детей.
Наша справка:
Прогрессирующая интеллектуальная деградация уже получила медицинское название — «цифровая деменция» (digital dementia).
Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со стороны взрослых. Задача взрослых — постоянное моделирование бытовых, игровых, учебных ситуаций, в которых возникает необходимость формирования и упражнения различных психических функций (памяти, внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков (не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса, определения времени по аналоговым часам и т. п.) могут оказаться хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.
Кроме того, выявлен риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. То есть долговременная память малыша буквально перемещается в гаджет, который выполняет за ребенка математические операции, анализирует историю и литературу, рисует картинки и схемы и т. д. Фактически гаджет буквально становится придатком мозга, без которого в последующем ребенок будет затрудняться адаптироваться в обществе и пространстве, критически относиться к событиям и людям.
Возникает состояние сенсорной депривации, так как «освоение мира» активирует преимущественно зрительную и слуховую сенсорную систему. Сенсо́рная депривбция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему. То есть из-за привязанности к телефону движения тела и глаз ребенка ограничены примитивными манипуляциями пальцами и концентрацией на маленьком экране, что не дает возможности изучать реальные законы взаимодействия предметов, определять объемы и расстояния и т. д.
Диктатура экранчиков
В отсутствие контроля со стороны взрослых электронное устройство становится не только источником информации, но и замещает авторитетного взрослого и настоящих друзей, устанавливает нормы поведения и предписывает ценности. Задача взрослых — контролировать применение гаджетов детьми, а еще — не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире.
Ведь сфера человеческих отношений гораздо сложней, чем набор электронных интерфейсов, у реального партнера есть голос, взгляд, движения, он может оказаться неловким, молчаливым или излишне самоуверенным, болтливым. Юный эскапист к этому всему просто не готов! Привычный воображаемый мир распадается на куски и накрывает безысходно фатальной реальностью! Здесь особенно коварен рефлекс «бессмертия», порожденный игровой средой. И жизнь еще не предупредила, что в ней все когда-нибудь заканчивается, без шансов на сохранность игрока и запуск игры по новому кругу…
И все же…
Виртуальная среда дает массу интереснейших возможностей, позволяет «надеть» на себя различные маски и испробовать новые роли, выбрать то, что больше нравится. С другой стороны, если научиться не путать концепты воображаемого и реального, современные высокотехнологичные средства упрощают доступ к информации. Электронные устройства, в идеале, являются дополнением мира, а не способом его создания. И если пользователям удается отстоять такое адекватное понимание, то путаницы реального и воображаемого не происходит — вещь так и останется вещью.
Гаджеты и набирающие обороты нейросети моделируют реальность, в которой дети могут соприкоснуться с обширным человеческим опытом: игровым, психологическим, социальным и даже профессиональным. Это значительно расширяет воображение и творческие возможности!
Поэтому дело не столько в увлечении гаджетами, сколько в смысле, который ребенок вкладывает в это увлечение.
Основные правила эксплуатации гаджетов для детей:
1. Родителям не следует давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять ребенку проводить больше двух часов в день перед экраном.
2. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой: установите границы, которые будете уважать и вы, и ребенок.
3. Начните с себя. Помните, что дети копируют ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Выделяете ли вы себе дни, свободные от электроники?
4. Делайте открытия вместе. Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Побуждайте его исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.
5. Предпочитайте образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания или общения.
6. Выбирайте функционал, связанный с общением. Например, интерактивные программы, общайтесь удаленно через программы-мессенджеры.
7. Используя потенциал социальных сетей, находитесь рядом с ребенком-подростком, который учится выстраивать собственную идентичность, он не должен стать жертвой недобросовестных пользователей и сервисов.
8. Выделяйте «свободные зоны» без устройств. Сделайте их «священными».
9. Начиная с 9 лет эксперты советуют отдать предпочтение групповым компьютерным играм с участием родителей или друзей. Пусть дети рассказывают о своих успехах и неудачах, именно так они могут осознавать свои умения, знания и навыки.