Мой ребенок панически боится ходить в школу. Что делать?

Иногда родители наблюдают такую картину – ребенок все выходные бодр и весел, в понедельник у него всегда подскакивает температура! Школа, разумеется, идет побоку… А перед контрольной школяр пунктуально падает в обморок и снова пропускает учебу… Нарочно, ведь, по Станиславскому, так не сыграешь! В этом номере мы постарались разобраться, как помочь детишкам, страдающим школьной фобией. В подготовке материала на животрепещущую тему помог наш эксперт, врач-невролог, нейрохирург Евгений Гороховский (Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).

Итак, школофобия – миф или реальность?

Один из способов избежать неприятностей – уход в болезнь, то есть проявление психосоматики. И что, кстати, интересно, клинико-функциональные обследования детишек свидетельствуют о высокой распространенности психосоматической патологии именно у детей с задержкой психического развития (ЗПР)!

Школа — место, где ребенок получает не только знания, но и опыт общения.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, у них слабо выражен навык коммуникации. И это также пробуксовывает развитие познавательной деятельности.

Если говорить о пациентах с ЗПР, у них чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве. Наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных и в целом очень скудный словарный запас.

Таким детям крайне сложно выразить словами свое отношение к чему-либо, сформулировать личную точку зрения (бедность речевого общения). Сложности с освоением школьной программы дополняются сложными отношениями в коллективе.

Неоднозначный микрокосм школьного социума — одна из фоновых предпосылок школофобии. Увы, часто родителям всегда проще обвинить чадо в лености и никчемности. Хотя здесь правильным шагом будет своевременное обращение к медико-педагогической помощи. Ребенок, которого третируют в школе и дома, «загоняется» еще в более серьезный стресс. Так, спустя годы, общество получает очередную социально неадаптированную личность, возможно, даже полного маргинала с рядом порочных зависимостей.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной проблем, возникающих у школьников с ЗПР. Способность к обучению в данном случае усугубляется ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы. Это объясняет быструю утомляемость таких детишек — успехи им даются гораздо труднее, чем остальным. Однако ЗПР — не приговор, практически всем ребятам можно помочь и вырастить из них замечательных людей!

Психосоматические нарушения

Школофобия – это серьезные психосоматические нарушения. Например, у ребенка от одной мысли о школе, в которую сейчас придется идти, могут проявиться диарея, тахикардия, головные боли, боли в животе. Его может рвать или он потеряет сознание.

Школьная фобия – это не огрехи поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребенок не идет в школу не потому, что он прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх.

Как понять, что ребенок действительно боится школы?

Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого школяра. Но когда речь идет о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:

Регулярность симптомов

Если ребенок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал. Если речь идет о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребенок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребенок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как за родителями закрывается дверь.

Когда со школой связан один негатив…

Ребенок старается избегать темы альма-матер или ее конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы впадает в уныние и замыкается.

Кошмары в снах

Регулярно повторяющиеся ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью.

Панические атаки – это серьезное испытание для любого человека, тем более для ребенка, не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.

Причины боязни школы

Школа и родители предъявляют к детям серьезные требования по успеваемости, и далеко не всем по силам такая нагрузка. Среди современных детей немало тех, кому просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития.

Врачи говорят о том, что различные отклонения от нормального развития, замеченные у школьника, могут оказаться результатом не выявленной в период младенчества неврологической патологии. Перинатальные (относящиеся к развитию внутриутробному и в младенчестве) факторы нередко являются чуть ли не первой причиной дезадаптации ребенка. Например, вот такой распространенный вариант — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенок не может сосредоточиться, перескакивает с пятого на десятое, не способен и не заинтересован решать простейшие задачи. Такие дети плохо успевают в школе, импульсивны, раздражительны, не умеют себя «прилично вести». А в более взрослом возрасте перинатальные поражения нервной системы проявляют себя моторной неловкостью, нарушением осанки, плоскостопием, энурезом, тиками, синдромами вегетативной дисфункции, мигренями и т.д. Такие пациенты отличаются сниженной способностью переносить физические и умственные нагрузки. Получая со временем всё больше и больше негативных реакций со стороны однокашников, родителей и учителей, ребенок всё больше и больше замыкается в себе, боясь последствий своей «неуспеваемости».

За нежеланием идти в школу порой прячется набор самых разных причин, в том числе проблемы в семье. Например, если там неспокойно, ребенку подсознательно тревожно оставлять дом…

Опять двойка: что стоит за низкой успеваемостью ребенка?

Заниженное самомнение и комплексы, как вариант – страх не перед самой школой, а фобия разлуки с родителями.

В других случаях причиной заниженной самооценки и страха может быть мнимый или явный дефект внешности или речи. Кого-то доводят систематические издевательства. Кого-то, мнительного и ранимого, травмируют даже безобидные шутки.

Перфекционизм

Часть детей, склонных к перфекционизму, переоценивают свои силы. Несоответствие высоко взятой планке вызывает срыв, и появляется нежелание ходить в школу. Муштра и требование от детей «идеального выполнения» чего угодно — грубое заблуждение воспитания. В некоторых случаях — еще и попытка «отработать» за счет ребенка свои нереализованные амбиции.

Как себя вести с ребенком-школофобом?

Если вы заметили закономерность в нежелании ребенка идти в школу, если любое упоминание школы вызывает у него тяжелую реакцию – это не повод для его безжалостного третирования.

Постарайтесь поговорить о существующих трудностях с учителями, вас как родителей должны услышать! Важно, чтобы наставники бережно относились к вашему ребенку и не травмировали его умозрительной критикой.

Помогите вашему школьнику найти друзей — в хорошей компании учиться интересней! Попробуйте объяснить: школа — всего лишь один этап длинного пути, а учеба – это всегда беспрецедентное приключение, новые знания и открытия. Придется немало потрудиться, но вкус побед придает уверенности, а небольшие поражения не смертельны и свойственны любому, кто идет к цели!

Родителям тоже нужна поддержка!

Если ваш ребенок не может справляться с задачами, адекватными возрасту, у него устойчивая плохая успеваемость, он часто болеет, но природа его заболеваний по большей части психосоматический протест всему, ассоциированному со школой… не тяните время и обратитесь к детскому неврологу! После результатов развернутой диагностики, как правило, к программе лечения подключаются смежные специалисты (нейропсихолог, детский психолог, логопед-дефектолог, коррекционный педагог и т.п.). Таким образом, с помощью индивидуально-комплексного подхода, консилиумно, осуществляется выявление и коррекция нейрофизиологических причин, вызвавших и/или способствующих появлению нарушений.

Резюмируя тему, хочется попросить родителей, людей умных, образованных и современных, внимательней присматриваться к вашему ребенку! Ведь фобия — это не просто придуманная им блажь, но реальное страдание, которое мешает жить и детям и взрослым!