Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Единство нашего мозга основано на взаимодействии обоих полушарий, между которыми находится так называемое мозолистое тело. Оно представляет собой толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями, т.е. передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта – рассказывает наш эксперт, нейропсихолог Илья Приходько (Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).
Мозолистое тело (мост) связывает полушария правое и левое, обеспечивает их синхронную и слаженную работу. Данная зона мозга не только обеспечивает синхронность работы головного мозга, но еще и связана с речью. Центры речи, как правило, находятся в левом полушарии, а при аномальном развитии ребенка могут быть как в правом, так и одновременно и в правом, и в левом.
Чаще всего при речевых нарушениях можно говорить о нарушении проводимости сигнала через мозолистое тело, в связи с чем ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, и у ребенка может возникнуть ряд сопутствующих симптомов – ему сложно выражать эмоции, нарушается логичность. Такие пациенты не могут логически обрабатывать информацию. Например, ребенку показывают какую-то смешную картинку. Он смотрит, улыбается, а когда его спрашивают, что, собственно, ему кажется комичным, например, отвечает «мне стало весело, потому что у вас халат синий». Проявляется и несогласованность движений. Зачастую такие дети не могут самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговки на курточке, также могут быть избыточно активными (СДВГ). Школьники же могут услышать какой-то текст, но воспроизвести его в виде сочинения им бывает проблематично, у них наблюдаются сложности с письмом, потому как они могут испытывать сложности и с постановкой руки, и с восприятием, и с написанием осмысленного текста. Родители злятся на ребенка, что он пишет, как «курица лапой», или «зеркалит» буквы и плохо старается, а он не виноват!
Также существуют другие варианты нарушений, связанные с:
1. Недоразвитием мозолистого тела, при котором наблюдается его частичное или полное отсутствие. Такие дети, как правило, не могут самостоятельно ходить, руки-ноги действуют рассогласованно, а ребенку нужно тратить огромное количество психической энергии, чтобы снова и снова двигать конечностями.
2. Прогрессирующей демиелинизацией вследствие генетического фактора – у человека ухудшаются уже приобретенные функции.
3. Сосудистыми поражениями, интоксикациями и травматическими повреждениями, которые требуют своевременного лечения и нейрокоррекции. Даже легкое ОРВИ и грипп способны накапливать определенные дисфункции в функционировании головного мозга, ведущие к нарушению межполушарного взаимодействия и задержкам в развитии в целом. Тут стоит посоветовать продуманную программу восстановления. Ребенку, перенесшему вирусную или бактериальную инфекцию, черепно-мозговую травму, необходимы сбалансированный рацион, умеренная когнитивная нагрузка и двигательная активность.
Нарушение логики, неадекватные эмоции, странные реакции – все это может означать дисгармонию межполушарного взаимодействия.
Кстати, у взрослых пациентов нарушения такого толка нередко связаны с интоксикаций после употребления психоактивных веществ. Именно так ведут себя наркоманы, которые злоупотребляют веществами.
4. И у детей, и у взрослых при нарушениях в мозолистом теле бывает синдром чужой руки: пациентам кажется, что рука движется, подчиняясь своей собственной воле.
Если ребенок недопонимает текст, не понимает смысл сказанного, у него расконцентрировано внимание – все это поводы для обращения к специалистам! Например, ребенок испытывает сложности с рисованием, сборкой конструктора, мозаики, лепкой из различных материалов. Такой малыш, ощущая свою непохожесть на своих товарищей, впоследствии становится неуспешным в школе, это приводит к изменениям в характере и влияет на всю дальнейшую жизнь, карьеру и межличностные отношения, тем более, если ребенку все это закрепляют в поведении: постоянно ругают и третируют…
В целом про детей с дисфункцией проводимости сигнала через мозолистое тело стоит сказать, что это нормальные, здоровые дети, у которых просто не синхронизирована работа мозга. Все это успешно поддается коррекции; при этом, как обычно, чем раньше родители заметили определенные странности в развитии малыша и спохватились, тем лучше.
При этом причины рассогласования межполушарного взаимодействия могут быть самые разные – от сложных беременности и родов до различных интоксикаций, в том числе вследствие перенесенных простудных заболеваний.
Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.
Как достичь баланса?
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Под влиянием двигательных импульсов от пальцев включается механизм «единства мысли и движения». Регулярные упражнения способствуют образованию большого количества нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, развитию сенсомоторики, пространственной координации, высшим психическим процессам. Таким образом, у дошкольников улучшается концентрация внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук.
Для формирования межполушарного взаимодействия активно используются кинезиологические упражнения, благодаря которым создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга, повышается уровень развития.
Нейропсихолог предлагает кинезиологические упражнения, которые решают следующие задачи:
✓ Развитие речи, навыков письма и чтения.
✓ Формирование навыков для обучения.
✓ Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
✓ Развитие мелкой моторики, способностей.
✓ Развитие памяти, внимания, мышления.
✓ Повышение продуктивности деятельности.
✓ Устранение дислексии, стресса, апатии.
✓ Снятие эмоционального напряжения.
✓ Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста.
✓ Формирование пространственных представлений.
✓ Формирование произвольности.
✓ Создание положительного эмоционального фона.
С помощью данных упражнений дети становятся более внимательными, быстрее учатся читать и писать, у них улучшается память, повышается ветроустойчивость.
ШАГ 1: нейропсихологическая диагностика (с 3 лет), чтобы не пропустить первичные нарушения в развитии ребенка и коррекция/абилитация была качественной.
ШАГ 2: коррекционно-развивающая работа с нейропсихологом, которая выстраивается на основе полученных данных именно о вашем ребенке.
ШАГ 3: специалист подбирает упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые выполняются не только на занятиях, но и в качестве домашних заданий.
ШАГ 4: нужно понять и принять, что упорство и труд – все перетрут!!!
Волшебные досочки
Межполушарная доска – дидактический лабиринт (многоугольник) – это деревянная доска-лабиринт, очень полезный тренажер для развития межполушарного взаимодействия. Представляет он собой деревянную дощечку с вырезанными в ней лабиринтами в форме мозга. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. При развитии мелкой моторики развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за высшие психические функции. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.
Итак, выполняя упражнения одновременно обеими руками, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга, что положительно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, речи. Кроме того, при работе с межполушарными досками стимулируется мелкая моторика, координация движения, мыслительная деятельность, формируется усидчивость, фантазия и самостоятельность.
КСТАТИ
В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль. Правое полушарие отвечает за воображение, оно позволяет человеку мечтать, воображать, фантазировать и, как следствие, сочинять и учить наизусть.
«Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор.
Левое полушарие отвечает за языковые способности ребенка, письмо и чтение.
«Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.