Замкнутый ребенок: как помочь ему раскрыться

Детство само по себе ассоциируется с непосредственностью и любознательностью. Но что делать, если ребенок избегает общения с посторонними, с трудом заводит новые знакомства и боится публичного пространства? Уже не за горами начало нового учебного года, впереди у тех, кто первый раз в первый класс, – интеграция в новый детский коллектив… Как работать с детской замкнутостью, рассказывает наш эксперт Евгений Гороховский (Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).

Рекомендации специалистов едины – закрытые от мира дети нуждаются в нашей с вами помощи

Отсутствие навыков коммуникабельности и адаптации к различным социальным средам сильно осложнит будущую взрослую жизнь. Кроме того, дети, у которых не сформированы нормальные навыки общения, чаще своих сверстников подвержены стрессам, вплоть до депрессивных расстройств – любая неожиданная ситуация выбивает их из колеи: необщительные дети излишне чувствительны и сентиментальны. Малейшая неприятность или неудача, на которую другой человек может и не обратить внимания, способна довести их до слез, а то и до истерики.

Замкнутые малыши обычно опасаются чужих людей и с трудом адаптируются в новых коллективах. Такие дети равнодушны к контактам с другими детьми, предпочитают держаться рядом с папой или мамой. Они тяжело переносят даже короткое расставание с родителями, с трудом отпускают их от себя, плачут, боясь оказаться брошенными или отвергнутыми вне микрокосма семьи.

Психосоматические проблемы у замкнутых детей

Нерешенные, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Зачастую язык тела – единственный способ коммуникации ребенка между ним и внешним миром, реакция на непонимание родителями его настоящих чувств и потребностей. Психосоматические заболевания могут закладываться в пренатальный период развития. На это, как вариант, влияют следующие факторы: эмоциональное состояние матери, ее образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические основания, относят:

  •    острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  •    проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
  •    аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  •    заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  •    хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  •    анемия;
  •    дисфункция щитовидной железы;
  •    головные боли;
  •    нарушения сна;
  •    энурез, энкопрез;
  •    конъюнктивит.

Замкнутость как часть характера

Задатки темперамента и личностные качества проявляются в очень раннем возрасте и становятся заметны, как только малыш получает навыки самовыражения. Основные признаки ребенка-интроверта можно наблюдать уже к старшему дошкольному возрасту.

Дети-интроверты не нуждаются в общении в такой мере, как экстраверты. Эти творческие натуры с богатым внутренним миром, с чувствительной нервной системой черпают в большей степени впечатления изнутри, чем извне.

Специалисты заявляют – интроверсия – врожденная черта, часть человека и идет с ним по жизни. Психологическая характеристика интровертов сводится к концентрации на себе. Поэтому тяга к самовыражению у таких детей выше, чем у сверстников. Кстати, по мнению психологов, в более взрослом возрасте они могут уходить с головой в творчество или в популярные субкультуры в поиске способов трансформировать свое «я» в видимое для окружающего мира проявление. То есть замкнутый ребенок в перспективе вполне может стать медийной личностью, музыкантом, общественным деятелем,  журналистом… Возможна и такая декомпенсация «замкнутого» детства!

Причинами замкнутости ребенка могут быть:

Недостаток внимания родителей. Сталкиваясь с равнодушием или негативной реакцией со стороны взрослых, ребенок замыкается в себе. Малыш становится скрытным – он просто боится столкнуться с отторжением, обесцениванием своих переживаний.

Излишняя требовательность. Ребенок старается угодить взрослым, но у него не получается. Постепенно он перестает стараться… либо становится перфекционистом и получает множество проблем уже во взрослой жизни.

Длительное заболевание. Дети, подолгу лежащие в больницах (особенно в изолированных боксах), постепенно привыкают искать радости во внутреннем мире и после выздоровления хуже сходятся со сверстниками.

Конфликты в детском коллективе. Замкнутость здесь может стать нежелательным бонусом: малыш не знакомится со сверстниками, не стремится запомнить их имена, а во время игр занимает позицию наблюдателя.

Итак, нужно ли что-то делать с таким явлением, как детская замкнутость, или оставить ситуацию в надежде, что не все так страшно или «само пройдет»?

Первое, что следует предпринять родителям, – проконсультироваться со специалистами!

И это действительно первое, что нужно сделать! Ведь причинами замкнутости могут быть:

  • расстройства аутистического спектра (РАС) – комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека, а также другие неврологические проблемы;
  • нарушения в формировании высших психических функций, в том числе задержки речевого развития;
  • сопутствующие психосоматические заболевания.

Преодоление замкнутости требует времени и терпения. Но правильный подход и помощь специалистов помогут вашему ребенку стать более общительным и уверенным в себе. А значит – его внутренний мир будет в гармонии с внешним, а его жизнь – прекрасна и удивительна!

 

Кстати

Некоторые врачи-неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости – следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы, то есть лишены общения…

Памятка родителям

Как помочь своему тихоне раскрыться, стать более дружелюбным и коммуникабельным? В любом случае главная роль в его социальной адаптации принадлежит маме и папе.

В первую очередь детские психологи рекомендуют отказаться от приказного тона, окриков, грубости, принуждения, наказаний.

Создайте спокойную атмосферу в семье. Замкнутым детям еще больше, чем всем остальным, нужны любовь и поддержка. Обнимайте его – ничто так не успокаивает, как тактильный контакт.

Чаще хвалите ребенка, но за реальные достижения. Чем больше положительного подкрепления будет получать он от родителей, тем лучше. Внутреннее ощущение «я хороший» важно не меньше умения говорить и держаться в компании.

Рассказывайте о собственном детском опыте: о проблемах в отношениях, о том, что помогало справляться, таким образом ненавязчиво показывая, как стоило или не стоило поступать. Демонстрируйте детям пример неконфликтного, адекватного общения, прививайте уважение и уверенность в себе.

Контролируйте время пребывания ребенка в соцсетях и потребляемый им контент. Иногда дети, привыкая доверять виртуальному миру, еще больше боятся реальных коммуникаций. Помните: если в соцсетях дети сталкиваются с травлей, они страдают, переживают, разочаровываются, теряют веру в людей и т.д.

Бывайте вместе на мероприятиях, где много других детей. Если ребенок в первое время стесняется, а потом идет на контакт и получает удовольствие от общения, можете устроить детскую вечеринку на вашей территории.