Победить заикание: миссия выполнима!
Что делать, если ваш ребенок заикается? Тем более, если ему идти первый раз в первый класс? Что родителям необходимо знать о логоневрезе (заикании) у детей? Об этом мы спросили нашего эксперта, логопеда-дефектолога Екатерину Лавлинскую (Центр детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).
Во многих случаях такой дефект серьезно ухудшает общение, что приводит к разрушительным социальным последствиям. Тем не менее, в мире достаточно заик, которые, несмотря на их расстройство, стали знаменитыми. Среди них – сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль – британский государственный деятель, солдат и писатель, дважды занимавший пост премьер-министра Соединенного Королевства.
Уинстон Черчилль должен был полностью репетировать все свои выступления и даже ответы на возможные вопросы. Если бы массовая аудитория узнала о его заикании, это сделало бы его речи менее убедительными и, возможно, перевернуло бы ход истории!
Для многих детей начало школьного обучения – сильнейшая стрессовая ситуация, и этот стресс может усиливать такой дефект, как заикание. Не скорректированное до школы, оно может стать более выраженным из-за новых условий и требований.
Речевой аппарат
Речевой аппарат состоит из голосовых связок, мышц, языка, губ, неба и других органов. Формирование звуков и речи определено взаимосвязью анатомии и физиологии. Заикание – это нарушение ритма и темпа речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата.
Конфликт между «речевыми путями»
Ряд исследований говорит о том, что заикание у детей и взрослых связано с конфликтом между «речевыми путями» головного мозга. Межполушарное взаимодействие в головном мозге формируется до 12 лет. К этому возрасту происходит разделение функций между правым и левым полушариями. То есть чем младше ребенок, тем успешней произойдет восстановление речевой функции. Поэтому не пытайтесь ждать, что малыш «израстет», лучше обратиться к компетентным специалистам.
Важно не спутать логоневрез с другими нарушениями речи у детей и провести комплексную диагностику в каждом конкретном случае. Кроме заикания, у ребенка могут присутствовать и другие нарушения речи.
Причины заикания у детей
- последствия поражения нервной системы плода в чреве матери;
- пережитый ребенком сильный стресс, особенно если ребенок не стрессоустойчив, в том числе в силу генетической предрасположенности;
- наличие генетической предрасположенности;
- перенесенные травмы (в том числе черепно-мозговые), оперативные вмешательства;
- недоразвитие органов речевого аппарата (например, из-за отсутствия грудного вскармливания);
- насильственное переучивание с левши на правшу;
- нарушение нормального развития детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
- наличие в анамнезе перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний с тяжелым течением;
- рефлекторное подражание заикавшемуся человеку, который ухаживает за ребенком в период речевого становления (2-3-4 года), например «отражение» образца речи родственника или няни;
- дискомфортная обстановка в семье, отсутствие тепла и ласки от родителей, домашние скандалы, психологическое или физическое насилие.
Психосоматика
Заикание может иметь психосоматические корни. В этом случае ребенок долгое время остается молчуном, а потом начинает говорить, но заикается. Ребенок может заикаться, перенеся любые эмоциональные потрясения, даже положительные. Это происходит и вследствие чрезмерных образовательных нагрузок и непомерно высоких требований со стороны родителей. Ребенок прекрасно чувствует накаленную обстановку между родителями и, находясь с ними на одной эмоциональной волне, затем начинает заикаться.
Степень заикания может меняться в зависимости от ситуации. Учитель, видя, как один и тот же ребенок свободно болтает с друзьями на перемене, а потом не может вымолвить ни слова у доски, часто сердится и говорит что-нибудь вроде: «На перемене как соловей, а тут слова не выдавить. Ты просто ничего не выучил, лентяй!». Дети не любят говорить про свое заикание и часто предпочитают получить двойку, ничего не объясняя. Иногда учителя пытаются помочь ребенку, как они считают нужным, на самом деле лишь усугубляя проблему.
Вот что пишет Рут Мед, автор книги «Речь – это река» и человек, преодолевший свое заикание (Ruth Mead “Speech is a river. My recovery from stuttering”):
«Мое заикание не было сильным до того времени, когда учительница математики стала пытаться обращать на него мое внимание. В течение того года я превратилась из маленькой девочки, заикающейся время от времени, в маленькую девочку с сильнейшими ступорами на 90% произносимых слов…».
Теория с нарушением работы базальных ганглиев
Базальные ганглии – структуры, спрятанные под корой головного мозга. Именно базальные ганглии передают мышцам сигналы «начало» и «конец» любого двигательного акта. То же самое относится к мышцам, которые участвуют в формировании речи.
Базальные ганглии ответственны за точность наших движений, длительность сокращения и расслабления любых мышц. Если к речевым мышцам поступают одновременно сигналы к сокращению и расслаблению, мышца начинает судорожно сокращаться, и ребенок заикается!
Дофаминовая теория
В определенных исследованиях специалисты пришли к выводу, что есть корреляция между заиканием и повышенной активностью дофамина в участках мозга, ответственных за речевую функцию. То есть заикание – результат избытка дофамина в речевых областях мозга!
В каком возрасте проявляется заикание?
Каждый клинический случай индивидуален, один ребенок начинает заикаться в 2 годика, другой – в 7 лет. Что характерно, у мальчиков данный речевой недостаток встречается в 4 раза чаще, чем у девочек! При этом чем младше ребенок, тем лабильнее (гибче) его психика и тем проще сформировать правильный речевой навык и справиться с заиканием.
Поддержка в школе и дома
Постарайтесь, чтобы учителя были осведомлены о проблеме ребенка и предоставляли ему дополнительное время для ответов, избегая публичного давления, которое может усилить стресс и заикание.
Родители должны всесторонне поддерживать ребенка, отмечать его успехи. Создавайте для малыша уютную и доброжелательную атмосферу, избегайте семейных конфликтов, жесткой критики, когда у малыша что-то не получается. Не показывайте ему, что вы расстроены из-за его заикания. Читайте ребенку вслух немного медленнее, чем обычно, но в естественном ритме… Позвольте ему останавливаться и опять начинать говорить, когда он заикается. Заботьтесь о здоровье ребенка: о качественном сне и питании, соблюдении установленного распорядка дня. Не наказывайте его и не повышайте голос. Поработайте над своей речью, ведь именно ее образцы копирует ваше продолжение. Говорите плавно, медленно, разборчиво, выговаривая слова нараспев. А главное, принимайте своего малыша таким, каким он есть, и почаще его обнимайте!
Заикающийся ребенок в обычной школе – это потенциальная возможность получения психотравм из-за непонимания ровесников. Поэтому так важно, чтобы родители обратили внимание на проблему и показали ребенка ряду специалистов – неврологу, логопеду, нейропсихологу.