Детская психосоматика: когда за ребенка говорит его тело
С первыми школьными днями на ребенка обрушивается поток обязательств – учеба, домашние задания, требования к внешнему виду и поведению. Но психологически он еще не готов к этим серьезным, если не сказать кардинальным, переменам. Груз ответственности, свалившийся на первоклашку, нередко создает внутренний конфликт. Именно так появляются проблемы со здоровьем, связанные с психоэмоциональным состоянием ребенка (так называемая психосоматика).
Родители нередко задаются вопросом: почему ребенок постоянно болеет? Вроде бы лечение назначено, но оно не дает стабильного эффекта. Зачастую озадачены не только мамы с папами, но и врачи. Однако заболевания не возникают из ниоткуда. Есть феномен «идентифицированного пациента» – когда ребенок становится своеобразным зеркалом напряженной атмосферы дома или в школе. Он впитывает этот негатив, как губка, и, если не может выразить свои чувства, стресс буквально начинает «выговариваться» через его тело, проявляясь на уровне физических недугов.
Нереализованные эмоции
Когда в семье или внутри коллектива зародился какой-то конфликт, ребенок всегда неосознанно его считывает. И, если он не находит в себе сил отреагировать – заплакать, накричать, высказать, – реакция выходит на физический уровень. Подобная схема является предпосылкой развития различных недомоганий и даже заболеваний.
Ситуация-триггер
Еще одна причина, по которой дети часто болеют, – когда они плохо себя чувствуют, мама и папа прекращают ссориться, сразу становятся внимательными, ласковыми, заботливыми, более включенными родителями. Порой, как это ни печально, единственный способ привлечь внимание родителей – заболеть.
Психологические предпосылки заболеваний бывают разными. Это может быть стресс от конфликтов с учителями или сверстниками, потеря близкого человека, развод родителей, переживание чувства вины. В результате ребенок начинает болеть «без видимой причины»…
Иногда недомогание становится своего рода защитой. Например, у ребенка начинает болеть живот непосредственно перед занятиями или когда надо делать уроки… В этом случае родитель может подумать, что перед ним симулянт с обычным «воспалением хитрости». Но очень часто бывает так, что ребенок не притворяется, он действительно чувствует боль… В то же время недоверие со стороны взрослых лишь усиливает неприятный симптом.
Динамика отношений в семье
Уход в болезнь может являться ничем иным, как неосознанным способом оказаться ближе к родителям (мама, которая вечно на работе, наконец рядом). Бывает и так, что болезнь ребенка – не что иное, как интуитивная попытка таким образом объединить маму и папу. Ссоры прекращаются, внимание переключается на маленького пациента. И этот процесс – неосознанный, это не хитрость и не манипуляция. Когда ребенок болеет, это настоящая реакция его организма на переживаемый стресс.
Завышенные ожидания родителей
Он будет петь, как я не смогла, станет актрисой, моделью, спортсменом, математиком-вундеркиндом и т.д. и т.п… Некоторые родители всячески экспериментируют, прикладывая невероятные усилия, дабы вырастить настоящего гения или звезду. Ребенку все это бывает чуждо и глубоко не интересно, но его никто не спрашивает. На неокрепшую психику оказывается колоссальное давление, что порой приводит к непредсказуемым последствиям. Это очень иллюстративно доказывают несложившиеся судьбы многих «счастливчиков», ставших в детстве звездами кино или шоу-бизнеса.
Если вокруг него крутится весь мир…
Бывает, что маме трудно реализовать себя как личность за пределами домашнего микрокосма, и все ее страхи и радости сосредоточены в семье. Проблемы ребенка просто помогают ей чувствовать себя «нужной». Непрерывно излучая тревожность, мама попросту не дает малышу научиться воспринимать болезнь как преходящее явление. В этих случаях велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций (предболезненных явлений) к циклично повторяющемуся заболеванию.
Запреты, требования, наказания и тотальный игнор
Когда родители слишком строги с ребенком и редко его хвалят, малыш может остро ощущать свою несостоятельность и чувствовать себя недостаточно «хорошим». А еще для малыша страшнее атомной войны – это когда родители словно перестают его замечать, причем ледяное молчание у некоторых «воспитателей» может длиться по нескольку дней. Родители, которые практикуют такой метод, должны знать, что ребенок в этот момент чувствует, что он остался один на всем белом свете, что его все бросили и он никому не нужен. Все это ведет к неуверенности в себе и проявлению протеста, который, как вариант, выражается в виде головных болей, бессонницы, тошноты и опять-таки классических жалоб на живот.
Аллергия как «невысказанность» и сопротивление гиперопеке
Один из аспектов аллергии – реакция гиперчувствительности вследствие подавления эмоций. Это подавление – систематический внутренний акт, на уровне тела трансформирующийся в аллергическую реакцию.
Почему же дети подавляют свои чувства? В первую очередь, из-за отсутствия примера и навыка. Родители сами не умеют распознавать и выражать свои эмоции и, соответственно, не передают этого опыта детям. Во-вторых, часто в семье существуют негласные запреты на определенные чувства. Например, ребенку может быть запрещено демонстрировать гнев или слезы, что ведет к подавлению его естественных эмоциональных реакций.
В другом случае, при чрезмерной родительской заботе у ребенка развивается страх малейшего внешнего воздействия на его внутренний мир, и тогда иммунная система дает команду защищаться. Бывает, ребенок, мечтающий освободиться от докучающего прессинга «в штыки» родителям заболевает астмой. Или аллергия появляется, опять-таки, как один из способов привлечения к себе внимания. Кроме того, слаженную работу иммунной системы может нарушить любое сильное эмоциональное потрясение! Нарушение личных границ или непринятие ситуации также порой проявляется в виде аллергических реакций. Ведь наша кожа, по сути, не что иное, как тонкий щит между внешним и внутренним миром!
Психосоматика и задержка речевого развития
Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно, иначе вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие. Именно поэтому так важна интонация, с которой взрослый осуществляет коммуникацию с детьми. Если ребенок боится проявить себя, боясь наткнуться на безапелляционное родительское «нельзя» – он вряд ли быстро начнет говорить. Вдруг резонансом будет недовольство – уж лучше молчать…
В то же время задержка речевого развития может быть обусловлена самыми разными факторами. Среди них – нарушение формирования речевых зон в центрах головного мозга в период внутриутробного развития, гипоксия, инфекционное поражение плода, заболевания и травмы, перенесенные в период беременности. В других случаях задержка речевого развития связана с наследственностью, перенесенными нейроинфекциями, токсическими поражениями определенных зон головного мозга, например вследствие неправильного питания, и пр. Таким образом, не стоит отталкиваться лишь от одной психосоматики. Отследить и дифференцировать факторы ЗЗР возможно лишь путем обращения к специалистам.
Комментарий нашего эксперта, невролога, нейрохирурга Евгения Гороховского (Центр детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).
Сбалансируйте интервалы труда и отдыха, отладьте режим дня, читайте перед сном книжки, больше уделяйте времени живому общению. А еще научите своего ребенка не бояться открыто выражать свои эмоции. Ведь поплакать, признаться в своих страхах, прямо сказать, что злишься – в этом нет ничего необычного и постыдного.
Важно помнить, что психосоматические расстройства берут начало «из головы», но проявляются вполне реально. Поэтому важно показать ребенка педиатру, неврологу, нейропсихологу, детскому психологу, остеопату и другим специалистам.