Мой ребенок неугомонный и неуправляемый…

Он буквально «теряется» в школьной среде, разгильдяйски относится к учебе, несобранный, неуклюжий, его внимание переключается с пятого на десятое… Однако практически все то же самое можно увидеть у некоторых детишек гораздо более младшего возраста. Как в этом случае вести себя родителям и какие стоит принять меры, чтобы ребенок впоследствии нормально адаптировался к программе обучения и обстановке в школе, мы выяснили вместе с нашим экспертом – неврологом, нейрохирургом Евгением Гороховским (Центр детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).

 

Предпосылки

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) развивается в результате несбалансированного функционального развития зон головного мозга, отвечающих за интеллект (кора), и зон мозга, отвечающих за подержание электрической активности коры (подкорковые структуры). Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Если проводить аналогии, взрослый – уже построенное здание, а ребенок – строящееся. У ребенка постоянно растут не только руки, ноги, туловище, но и головной мозг. Баланс систем головного мозга постоянно меняется. К сожалению, сейчас очень резко меняются условия нашей жизни, что особенно сильно «ломает» нормальную физиологию функционального развития центральной нервной системы. Сниженная физическая нагрузка, которая всю нашу тысячелетнюю эволюцию способствовала развитию подкорковых (регуляторных) структур; повышенная информационная (в том числе планшеты, телефоны), которая способствует более ранней активизации корковых функций. Нарушение пищевого поведения. Все эти факторы приводят к функциональному синдрому дефицита, который попадает под определение СДВГ.

Фактор неправильного питания. Не все родители знают, что на развитие мозга детей очень сильно влияют глютен, белок А1 коровьего молока, лактоза (при непереносимости) и некоторые другие вещества. Эти вещества снижают активность всех структур головного мозга, а особенно – отвечающих за контроль поведения, двигательной активности. Все эти факторы и способствуют появлению такой симптоматики, как расторможенность: ребенок не может ни на чем сосредоточиться, страдает память и т.д.

 

Как понять, есть ли у ребенка СДВГ?

Родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, но не ждет ответа, а начинает заниматься другими делами, которые также бросает. Все это происходит за небольшие промежутки времени. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких человек, что еще здесь стоит сказать… возможно, вы обижаетесь на малыша, который постоянно забывает, о чем вы его просите!

 

Не откладывайте визит к специалистам!

Надо помнить, что возраст три – три с половиной года даже при нормальном развитии является для ребенка особенным: c одной стороны, в этот период активно развиваются внимание и память, а с другой – наблюдается первый кризис развития. Основные проблемы этого периода: наряду с возрастанием самостоятельности и активности растут негативизм, упрямство и строптивость. Именно в этот период ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, происходит выделение своего «Я». И это хорошо, когда воспитатели замечают неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть на месте во время занятий и выполнить задание. Не воспринимайте это как трагедию, просто начинайте с этим работать как можно раньше! Потому как заниматься коррекцией нарушений в режиме нон-стоп, когда человечку уже 6-7 лет и он ходит в школу, является посильной, но гораздо более сложной задачей.

 

Что сложно предвидеть родителям?

Нарушения в динамике развития ребенка имеют свойство нарастать как снежный ком. Как правило, гиперактивные дети, у которых проблема с концентрацией, выдают образцы речи, не соответствующие возрасту. У них страдает эмоционально-волевая сфера, отсутствует логика в построении ряда несложных предложений, они хаотично и сумбурно выражают свои чувства, за которыми как будто не поспевает речь… То есть СВГД нередко дополняет проблема задержки психоречевого развития. Поэтому ребенка в первую очередь стоит показать детскому неврологу, который специализируется на функциональном развитии ребенка.

 

Пространственная дезориентация при СВГД

Пространственные представления – важнейшая характеристика окружающего мира и необходимая составляющая сенсорного воспитания в детском возрасте. Бывает, что современные дети не соотносят свое сознание, тело и окружающую среду. Дети с СВГД нередко отличаются определенной неуклюжестью и нелогичностью поведения. То есть маленький человек путает, где лево, где право, и буквально не осознает себя хозяином тела, у него может отсутствовать чувство опасности. Он не понимает, что – высоко или горячо, что это – острое… Иногда возникает дезориентация при подъеме по ступенькам и т.д., и т.п. Задержки психического, психоречевого развития, СВГД, расстройство аутистического спектра и пространственные нарушения – все это разные стадии одного и того же процесса, находящегося на разной стадии функционального дефицита. На утяжеление этих процессов и неспособность организма скомпенсировать эти функциональные дефициты очень сильно влияют различные интерактивы нашей современной жизни (телефоны, планшеты, телевизор с бесконечным потоком «обучающих» мультиков и их доступность). Еще лет 20-30 назад физическая нагрузка в период функционального формирования головного мозга преобладала. Мы лазили по деревьям и крышам гаражей, по опасно высоким снарядам на детской площадке, лесенкам и «радугам». Иногда совали пальцы в розетку или прикасались к горячему утюгу… Все это означает, что, с точки зрения баланса моторного и когнитивного развития, все было намного лучше, чем у современных детей. Как выяснилось, «тяжелое детство с деревянными игрушками», разбитые нос и коленки – есть определенное преимущество перед «волшебными» возможностями информационной среды.

 

У каждого ребенка есть огромный реабилитационный потенциал!

Малыш с подозрением на СДВГ нуждается в наблюдении специалистов. Их задача – помочь ребенку наращивать недостающие функции, ответственно и комплексно подходя к этому процессу. При этом очень важен именно междисциплинарный подход, включающий в себя научные знания педагогики, психологии, медицины и физиологии. Это большая консилиумная работа детского невролога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога и других специалистов.

 

Факт

Особенные, но талантливые!

На каждый минус найдется свой плюс. Некоторые «неугомонные и неуправляемые» отличаются такими качествами, как: харизма, неиссякаемая творческая энергия, развитые эмпатия и человечность, врожденный эстетический вкус, гибкость ума и прекрасное чувство юмора. Благодаря поддержке в семье и помощи специалистов особенные дети могут правильно использовать эти качества и добиться больших успехов!

Существуют профессии, где их особенности становятся преимуществом – дизайнер, журналист, музыкант, художник, актер, режиссер, сценарист… Эти области как раз требуют креативного подхода и способности работать в нестандартных условиях, что может быть удобным для людей с СДВГ, не боящихся выходить за рамки стандартных решений. СДВГэшники – это, в том числе, замечательные маркетологи, программисты, инноваторы и разработчики новых технологий, ученые и предприниматели. СДВГ помогает проявлять высокую энергию и активность, так необходимые в спорте и в экстремальных профессиях, требующих силы воли, энергии и быстрой реакции.

Но, к сожалению, в современной жизни вероятность такой компенсации становится все меньше и меньше. Поэтому не стоит полагаться на судьбу, «золотой ключик» и «золотую рыбку».