Поколение альфа: кто же они такие…

Дети, рожденные с 2010 года и буквально выросшие с сенсорным экраном в руках, относятся к последнему и, наверное, самому загадочному поколению: «альфа». Что характерно, многие из них начали пользоваться смартфонами и планшетами, еще не умея читать и даже говорить. Попробуем разобраться, что еще отличает этих детей от более ранних «выпусков», как с ними общаться и с какими особенностями развития сталкиваются родители «альф». Комментирует наш эксперт – нейропсихолог Карина Скрипник (Центр детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр»).

 

Обеспечение интернет-безопасности

Миссия родителей: взять под контроль гаджеты! Развитие технологий и онлайн-сервисов породило Generation Alpha как представителей человеческого общества, обладающих беспрецедентной цифровой грамотностью; за этими детишками уже не поспевают подросшие «зумеры» – поколение Z. Однако эта же особенность требует от родителей и педагогов внимания к вопросам информационной безопасности и цифровой гигиены. Важно научить детей ответственно использовать интернет, понимать риски кибербуллинга и риски зависимости от гаджетов.

Пусть ребенок рисует на бумаге, лепит из пластилина, играет в аналоговые игры вне сенсорных экранов – это действительно важно!

Первое, что «выключается» у детей из-за частого использования гаджетов, – это творческое воображение. Когда ребенок рисует на бумаге, он может добавлять детали из воображения. Однако если он рисует на планшете, возможности ограничены рамками программы. При этом бытует легенда: мол, для детей поколения «альфа» важны свобода выбора и индивидуализация, что весьма иллюзорно. Они наполняют свои аккаунты одинаковой «кашей» в разных тарелочках. Поэтому у них создается впечатление, что их репрезентация уникальна, но это не так…

 

Способность к восприятию информации

Альфы способны обработать массивы информации за единицу времени и отсеять ненужную лишь тогда, когда информация сведена к минимуму. Их любимый формат трансляции – картинка без текста или с несколькими словами. Формат восприятия – клиповое мышление, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться на одной конкретной проблеме, глубоко ее проработать и сделать выводы и постоянно перескакивает с одного на другое. То есть у детей А снижена функция синтеза и анализа. Большие тексты им не под силу, они их не дочитывают, переключаясь в привычное клиповое пространство. И это огромный минус вкупе с ухудшающимися коммуникативными навыками.

Кстати

Даже старшие «альфы» вряд ли смогут прочитать этот текст. Дело не в их возрастной осознанности, а в том, что они лишены способности воспринимать текстовую информацию подобных объемов и у них снижена концентрация внимания. Так что этот текст для их бабушек и дедушек – бэби-бумеров, иксов и миллениалов мам и пап – и чуть-чуть для зумеров братьев и сестер. То есть для людей старших поколений, способных создавать и менять мир, а не только жить в предложенных цифровых условиях.

 

Слабые навыки реальной коммуникации

Сегодня мы видим детей, которые не могут с друг другом общаться, даже выведенные погулять на детскую площадку. Стоит их предоставить самим себе, они сгрудятся в кучу и смотрят в телефоны. Они могут общаться через мессенджеры находясь в реальном времени напротив друг друга! И если родители не инициируют подвижные игры, не «вытаскивают» чад из гаджетов, они получат наследников, неспособных к «живому» общению. И тут все-таки надо понимать – быть эффективным в мире цифры могут лишь те, кто знаком с законами реальности, навыками коммуникации, синтезом и анализом.

 

Неразвитый эмоциональный интеллект

Люди не рождаются со способностью понимать эмоции. Мы этому учимся через общение. Базовые функции эмоционального интеллекта – распознавание своих эмоций и управление ими и анализ эмоций других людей. Если большая часть коммуникаций ребенка будет осуществляться в «цифре», можно ли по-настоящему радоваться, грустить, обижаться, любить? И главное – как узнать, как к тебе относятся окружающие? Серьезнейшая проблема «альф» – неразвитый эмоциональный интеллект.

 

«Дети-билингвы начинают говорить позже других»?

Знать несколько языков одновременно – безусловно преимущество. Но стоит ли учить детей иностранным языкам с рождения? Выяснилось, что дети, которые начинали учить иностранный с ранних лет, и те, кто приступили к этому в возрасте 6-7 лет, к концу первого класса школы выравниваются по уровню знаний! Таким образом, малышей-альф бессмысленно нагружать обязанностью изучения одного или двух иностранных языков. Вначале стоит разобраться с родной речью.

 

Недостаток физического развития

Задержки в когнитивном развитии проявляются в трудности с концентрацией внимания, запоминанием информации или решением задач. И виной тому – информационная перегрузка буквально с пеленок! Ребенок – «знайка», который получает двойки, – чуть ли не поголовное явление. У него нулевая концентрация, не развиты динамические двигательные функции, ему сложно что-либо запомнить, да и просто усидеть на одном месте. Синдром дефицита внимания у современных детей – одна из самых распространенных проблем.

 

Задержки в речевом развитии

Некоторые дети могут испытывать задержки в развитии речи, что проявляется в трудностях с произношением звуков, построением предложений или пониманием речи окружающих. Причины, опять-таки, – недостаток общения со взрослыми, проблемы с слухом или неврологические нарушения. Это задержки в моторике, которые могут выражаться в затруднениях с координацией движений, ловкостью рук или общей физической активностью.

 

Дети, меняющие мир

«Вечные» проблемы отцов и детей дополнили побочные эффекты цифровизации, ухудшение экологии, кризис коммуникаций, трансформация общественно-социальных институтов, психологические и другие триггеры. Снижаются общие показатели здоровья у населения, растет уровень стресса, связанный с информационной нагрузкой, и увеличивается средний возраст родителей…

И с каждым годом среди современных детей все больше тех, кого называют «особенными». Они – дети новой эры, в то же время их развитие нельзя оставлять на самотек. И здесь необходим контроль детского невролога, мультидисциплинарный консилиум с коррекционными педагогами, такими как нейропсихолог, логопед-дефектолог, детский психолог.

 

Особенных детей рождается все больше

Не способствует улучшению ситуации и неправильное питание детей. Много углеводов, отсутствие баланса – все это влияет на общее состояние и метаболизм растущего организма.

Жизнь в телефоне, отсутствие возможности в полной мере познавать мир «на ощупь» рождают не только сенсорный голод, но и затормаживают нормальное и своевременное развитие многих функций головного мозга.

Еще не стоит забывать о том, как важно физическое развитие ребенка. Наше детство пролшло во дворах – мы бегали, ползали, падали и пробовали на вкус песок.

Современные дети из-за того, что их отвлекают гаджеты, поздно начинают ходить, они неловкие, плохо формулируют предложения. У них зачастую запаздывает развитие речевой функции, снижен иммунитет и стойкость к стрессам окружающей среды.

И не забывайте, что мы с вами знаем, каковы на вкус подошва от ботинка, сосульки и перекладина карусели, и это то, что дает нам истинное знание об окружающем мире и понимание, почему что-то делать можно, а что-то нельзя.

Движение – это то, что запускает процессы развития, ошибки и падения помогают формировать стойкую личность.