Подвижные игры: чтобы вырасти умным

Многие родители с несправедливым скепсисом относятся к важности и целесообразности детских площадок. А развивающемуся мозгу, как бы странно это ни звучало, нужно движение! И чем чаще наши детишки будут двигаться, тем более качественно и быстро будет развиваться их когнитивный потенциал. В то же время у нас, как и во всем мире, стремительно растет количество школьников, испытывающих трудности с удержанием произвольного внимания, речью, чтением, письмом… Данное явление больше нельзя игнорировать! – утверждает наш эксперт: нейрохирург, невролог Евгений Гороховский, Центр детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр».

 

Что такое крупная моторика?

Крупная, или общая, моторика – это любая двигательная активность ребенка, в которой задействована работа крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Это подвижные игры на улице, на природе, на детской площадке, когда мозг ребенка начинает изу­чать свойства предметов и явлений. Именно так происходит знакомство со свойствами открытого пространства. Когда ребенок бегает, прыгает, залезает на лестницы и горки – ему так или иначе необходимо обдумывать свои движения. Именно так детский мозг «оснащается» базовыми нейронными сетями, отвечающими за концентрацию внимания, способность к целенаправленной деятельности, мышление и социальные коммуникации. Специалисты предупреждают: малоподвижность ребенка нередко приводит к задержке развития речи и других когнитивных функций. И какая тут, казалось бы, причинно-следственная связь?

Движение подразумевает развитие вестибулярного аппарата, которое тесно связано с дозреванием структур уха, дифференцирующим звуки. Сам вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, в так называемом лабиринте. Другая часть внутреннего уха – улитка – отвечает за способность слышать и говорить. При этом каждая буква воспринимается нами как отдельный, произносимый на определенной частоте звук. Если же вестибулярный аппарат и улитка не синхронизированы, ребенок просто не может понять смысл звуков, которые слышит… Таким образом, дефицит крупной моторики приводит к задержке созревания и развития вестибулярного аппарата, нарушению слуха, а также к задержке развития речи у ребенка.

Крупная моторика также влияет на развитие памяти и внимания и артикуляции, которая также является двигательным навыком.

К сожалению, акцент детских игр давно сместился к статичности. Проще всего дать малышу телефон. Но для ребенка первично познание мира через движение. Именно так маленький человек познает мир. Формирует полноценную личность.

Примеры крупной моторики и развития когнитивных функций

  • Игры на меткость тренируют глазомер и развивают навыки концентрации внимания.
  • Ловить мячик важно для развития речи и артикуляции.
  • Скалолазание, шведские стенки, веревочные лестницы, канат научат управлять телом, разовьют стратегическое и аналитическое мышление (в процессе лазания ребенку нужно просчитать свой путь на несколько шагов).
  • Игры на скорость (например: кто быстрее добежит к цели) – скорость обработки информации.
  • Эстафеты и полосы препятствий – навык переключения и выстраивания программы действий, развитие артикуляции.

 

Верните институт свободных игр!

Конечно, придуманные умными взрослыми дядями и тетями развлекательные игры и квесты – это замечательно. Но свободная игра – абсолютно необходимый элемент здорового развития ребенка (как сон и еда). Существуют доказательства того, что самостоятельная и неструктурированная игра, когда ребенок активней всего использует воображение и создает собственные правила, способствует его наиболее разностороннему развитию.

Конечно, непросто найти баланс между стремлением защитить малыша от гипотетических опасностей и правом ребенка развивать в себе творчество и независимость посредством свободной игры. Поэтому родителям стоит мягко установить границы безопасного поведения во внешнем мире, но ни в коем случае не навязывать ребенку своих сценариев игр. Здесь роль родителей заключается лишь в том, чтобы предоставить контекст и возможности для свободной игры, а дети уже сами должны выбрать, с чем и как они хотят играть. И не пытайтесь навязывать свои взрослые шаблоны!

 

Будьте заодно с другими родителями

Для свободной игры ребенку не помешает компаньон, лучше сверстник, а не вы – папа или мама. Скооперируйтесь с родителями друзей вашего ребенка, чтобы заранее запланировать время для дворовых игр. Или, может быть, вы запланируете совместный поход в парк. Можно создать группу в «ватсапе» для координации. Наладьте культуру гостей – ребенку необходимо общаться с другими детьми. Ранней социализации очень помогают совместные игры. Ведь не так уж здорово «ваять» свой мир в одиночку, как это делал Маленький Принц. Гораздо интересней мечтать, придумывать и изобретать вместе с друзьями!

 

А если он скучает?

Иногда полезно дать ребенку поскучать, чтобы он сам попытался найти подходящее занятие для выхода из сплина. Именно так приобретается креативность – бесценное качество для детей и взрослых.

 

Будьте терпеливы!

Детям может потребоваться время, чтобы привыкнуть к мысли, что придется проводить час или два без своих мобильных телефонов и видеоигр. Но чем больше они будут играть на свежем воздухе, тем более увлекательным делом это будет им казаться!

 

Уважайте личное пространство ребенка

В парке или на детской площадке находитесь от ребенка на ненавязчивом расстоянии и постепенно увеличивайте его. Лучше почитать книжку, сидя на скамейке, а не нависать над малышом, как надсмотрщик. Договоритесь с другими папами и мамами приглядывать за детьми по очереди. Очень важно: родителям не стоит вторгаться (в рамках разумного) во взаимоотношения внутри детского комьюнити. А по возвращении домой как раз можно вместе разобрать «уроки» общения.

 

Не паникуйте!

Вполне вероятно, что, играя, ребенок может удариться, разбить коленку… И это нормально, лишь в игре дети учатся осознавать риски и их последствия. Именно так происходит воспитание стойкости и характера. Пусть у вас наготове будут пластырь, антисептик и теплые объятия. Не позволяйте себе надрывных криков: «Зачем ты туда полез?!.». Путь познания сложен и тернист, ваше становление, наверняка, происходило через еще большее «каскадерство»!

 

Когда он «хрюша»

Если ребенок прыгает в луже или тыкает палкой в яму, это не просто так. Исследование окружающего мира состоит из множества предположений: «А если я дерну за эту травинку, она оторвется?», «Интересно, а вода в этой луже холодная?». Да, в процессе своей научной работы ребенок намокнет или перемажется, но зато он сам научится задавать миру вопросы и находить на них ответы.

 

Ищите вдохновение

Главное преимущество загородных лесов – свобода. Можно кричать, прыгать, искать «сокровища». Дети обожают получать впечатления. Монотонный поход покажется скучным, поэтому можно выбрать маршрут, где будут водоем или возвышенность. Преодолев преграду, ребенок почувствует, что справился с испытанием. Вы оба получите положительные эмоции.

 

Подавайте пример!

Дети всегда равняются на родителей. Поэтому на собственном примере показывайте, что взрослые тоже с удовольствием играют. Не ленитесь и докажите подрастающему поколению, что мы сами создаем вокруг интересное!