Дверь в свиНарнию: о чем может сказать беспорядок в комнате ребенка

Современные родители часто беспокоятся, когда видят разбросанные игрушки, книги вперемешку с одеждой и творческий хаос в детской комнате. Кажется, что аккуратность – обязательный признак организованности и успешности. Многие исследования показывают, что беспорядок может быть не недостатком, а признаком развитого интеллекта и креативности. Но и тут есть нюансы, об этом мы подготовили материал с нашим экспертом – врачом-неврологом, нейрохирургом Евгением Гороховским (Центр детской речевой реабилитации и неврологии «НейроСпектр»).
Хаос – лаборатория для творчества
Известный психолог Абрахам Маслоу отмечал, что творческие люди часто пренебрегают порядком, потому что их ум занят более сложными и интересными задачами.
Исследование Университета Миннесоты (2013) под руководством психолога Кэтлин Вос показало, что люди, работающие в слегка беспорядочной обстановке, генерируют больше оригинальных идей, чем тот, кто сидит в идеально чистом помещении. То есть если ребенок оставляет вокруг себя творческий беспорядок (разложенные краски, конструкторы, незавершенные проекты), возможно, его мозг просто слишком занят изобретением чего-то нового.
Маркер когнитивной гибкости
Дети, которые не стремятся к идеальному порядку, часто демонстрируют высокую когнитивную гибкость – способность переключаться между задачами и нестандартно мыслить.
Исследование Йельского университета (2011) показало, что дети, склонные к хаотичному хранению вещей, лучше справляются с задачами, требующими импровизации и адаптивности.
Самоорганизация и навязанные правила
Многие родители пытаются приучить ребенка к строгой организации, но исследование Университета Техаса (2017) показало, что дети, которым давали больше свободы в организации пространства, развивали лучшие навыки самостоятельного планирования. Ученые говорили о том, что, создавая свой «хаос», ребенок на самом деле выстраивает индивидуальную систему, которая ему комфортна.
Когда беспорядок – есть проблема?
Когда беспорядок культивируют сами родители
Если это выражается не только в творческом хаосе, но и в неопрятости жилища, ненормированности семейного уклада (не соблюдается правильный режим труда и отдыха, игнорируются социальные нормы общения внутри семьи, круглосуточный поток гостей и т.п.). Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале Nutrients, дети, проживающие в подобных условиях, как правило, забывчивы, они не могут адекватно реагировать на определенные эмоциональные и социальные ситуации, плохо уживаются в детском коллективе. Со временем это неизбежно отразится на поведении, привычках, учебе в школе.
Кроме того, если ребенок не может найти нужные вещи, отказывается убирать те предметы, которым не место в доме или квартире, все это может говорить о трудностях с исполнительными функциями (например, при СДВГ).
Что такое исполнительные функции
Исполнительные функции – когнитивные процессы, которые помогают стратегически планировать любые действия, проекты и определять последовательность шагов для их реализации.
Люди с исполнительной дисфункцией испытывают трудности с тем, чтобы анализировать, планировать, организовывать, распределять по времени и, в конце концов, завершать задачи, в частности, укладываться в сроки. Они в конечном счете проигрывают, неэффективно распределяя ресурсы и расставляя приоритеты. В результате большие проекты часто становятся для них абсолютно непосильной задачей. По большому счету, СДВГ можно назвать синдромом дефицита исполнительных функций. И термин СДВГ – это просто один из способов обозначения этих проблем.
Категорическая неспособность ребенка поддерживать порядок
Беспорядок в комнате может быть не только признаком творческого мышления, но иногда указывать на более серьезные трудности. Разберем, в каких ситуациях родителям стоит насторожиться.
Дошкольник (3–7 лет): базовые навыки самоорганизации
В этом возрасте дети только учатся управлять своими вещами, но уже должны демонстрировать элементарные навыки организации пространства.
Тревожные признаки:
Не запоминает, где лежат его вещи – если ребенок даже после многократных повторений не может найти свою одежду или игрушки, это может говорить о нарушениях памяти или пространственного восприятия.
Например, полное отсутствие попыток прибраться – если дошкольник даже не пытается складывать игрушки после игры (даже с подсказками), это, в некоторых случаях, может указывать на:
Расстройство аутистического спектра (РАС) – трудности с пониманием социальных правил;
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – импульсивность, неспособность довести дело до конца.
Проявление ребенком яростного сопротивления при попытке навести порядок (вплоть до истерик) иногда указывает на тревожность. Таким образом проявляются и сенсорные нарушения (например, ребенок не выносит прикосновений к некоторым предметам).
Младший школьник (7–12 лет): проблемы с планированием
В этом возрасте ребенок уже должен самостоятельно поддерживать минимальный порядок и справляться с простыми организационными задачами.
Тревожные признаки:
Постоянно теряет школьные принадлежности – если ребенок ежедневно забывает тетради, пенал, форму, это может указывать на:
СДВГ – трудности с концентрацией;
Дислексию или диспраксию – проблемы с организацией движений и восприятием информации.
Если ребенок не может выполнить многошаговые инструкции (например, «собери портфель, подготовь одежду на завтра») – возможны нарушения исполнительных функций.
Если «повелитель хаоса» не замечает мусора, грязной одежды, это может быть признаком:
Депрессии (апатия, отсутствие мотивации);
Сенсорных нарушений (не чувствует дискомфорта).
Подросток (13+ лет): бунт или пограничное расстройство?
Внутренний мир любого подростка сложен и хаотичен, в нем все не как у родителей, поэтому и комната, и собственный внешний вид – лишь отражение этого состояния. В таком возрасте дети очень не любят критику и вмешательство в их личное пространство. В то же время, если вы обращаете внимание, как комната отрока превращается в свалку, а подросток перестает следить за гигиеной, это может свидетельствовать о депрессивных состояниях и не только. Аномальное накопительство (хоардинг) – если подросток не выбрасывает даже сломанные вещи, иногда бывает проявлением симптома ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства) и других, незаметных с первого взгляда, отклонений от нормы.
Итак, когда беспорядок – это ненормально?
Уважение границ ребенка, даже совсем маленького, прививает ему уважение к границам других людей. Заставляя с помощью психологического давления раскладывать предметы и одежду по полочкам, взрослый тем самым говорит ребенку: забудь о себе и потребностях своей личности. При этом всегда существует другая сторона медали, когда в развитии ребенка что-то происходит не по нормотипическому сценарию.
И здесь главное – не паниковать, но и не игнорировать явные сигналы. Лучшая стратегия – наблюдать, помогать, а при необходимости не откладывать визит к специалистам.
Альберт Эйнштейн, чей рабочий стол был завален бумагами, говорил: «Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что тогда означает пустой стол?».